ТАНК-КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ

20 / 01 / 2022

Холдинг «Логопром» – ведущая транспортно-логистическая компания Поволжья, предлагает предприятиям комплексные решения с использованием собственного железнодорожного, контейнерного, складского и таможенного терминалов. В том числе «Логопром» осуществляет погрузку, выгрузку, отправку и обслуживание танк-контейнеров.
«Сегодня это не основной бизнес, но он интересен, и мы надеемся, что он станет одним из основных», – отметил Андрей Иванов, генеральный директор компании «Логопром», выступая на ежегодном Международном Танк-Контейнерном Форуме (ITCF-2021), который посетил впервые.
После мероприятия TCW обсудил с Андреем Ростиславовичем танк-контейнерный аспект деятельности более подробно – поговорили о зарождении и развитии этого направления в компании, выяснили причины недозагруженности мощностей терминалов, коснулись приоритетов и ближайших планов «Логопрома» по развитию танк-контейнерного сервиса, а также обсудили российские тенденции и перспективы развития танк-контейнерных перевозок.

TCW: Андрей Ростиславович, компания «Логопром» много лет занимается развитием транспортной инфраструктуры Нижегородской области и достигла впечатляющих результатов. Расскажите, как зародилось и развивалось контейнерное и танк-контейнерное направления?

Андрей Иванов: Мы начали заниматься контейнерами с 2007 года, когда вначале по телеграмме, а в 2010 году приказом Федерального Агентства Железнодорожного Транспорта (ФАЖТ) были открыты по параграфам. Сначала мы планировали запустить маршруты из наших портов Северо-Запада с импортом сухих грузов на наш терминал, примыкающий к станции Починки с последующим досылом порожняка на Правдинск, под бумажный экспорт.
Но жизнь, как обычно бывает, оказалась богаче: таможня решила бросить Сормовский таможенный пост, и в рамках концепции переноса таможенного оформления (ТО) к границам, стремительно ретировалась внутрь трамвайного круга… в Дзержинске. В результате регион лишился лучшего и крупнейшего во всем округе таможенно-логистического комплекса, вместе с перспективами возвращения славы торговой столицы, а мы занялись поиском внутренних грузопотоков.
Нашли эти грузопотоки мы достаточно быстро. К нам обратился один из лидеров рынка сжиженных углеводородных газов (СУГ) в регионе. Их компания как раз тогда перешла с газовых цистерн на танк-контейнеры. ОАО «РЖД» объявило конвенцию на прием данного груза на путях общего пользования. Наш контейнерный терминал был создан в составе предприятия, имеющего мощный энергосиловой цех, и мы имели все необходимые лицензии для работы с опасными грузами. Танк-контейнеры с пропан-бутаном поехали к нам под эту лицензию. Так мы начали заниматься танк-контейнерной логистикой.
Услышав о том, что появился полноценный танк-контейнерный терминал, к нам поехали и другие участники рынка. Без преувеличения можно сказать, что за годы работы у нас побывали все «гранды и бренды». Со многими мы работаем уже больше 10 лет. Сейчас мы готовы принимать и обрабатывать до 50 вагонов в сутки и до 100 автопоездов с контейнерами.

TCW: Но текущая загрузка мощностей «Логопрома» пока существенно ниже – например, крупнейший в России сухопутный танк-контейнерный терминал «Логопром Сормово» загружен на 15-20%. Каковы причины и как это исправить?

А.И.: Причины состоят в экономической стагнации, в малом количестве новых проектов, в недозагруженности мощностей наших производственных и логистических клиентов, в вялом ходе торговли, и так далее.
Исправить это можно, оживляя спрос, пресекая монополизм, предоставляя доступные кредиты на развитие и системно работая над встраиванием продукции наших предприятий в международные цепочки добавленной стоимости.

TCW: В октябре Вы впервые посетили ежегодный Международный Танк-Контейнерный Форум (ITCF), что говорит о Вашей заинтересованности в развитии этого направления бизнеса. Каковы главные интересы в этом сегменте?

А.И.: Сегодня, когда доступны все технологии и практики, у отстающих благодаря глубокому, беспристрастному анализу достижений лучших, есть как никогда реальная возможность прорваться в лидеры. Танк-контейнерный форум – это как раз тот самый реактор, который может превратиться в космический корабль с жидкостным ракетным двигателем и вознести нашу химическую логистику на мировой уровень! Вопрос лишь в наладке процессов общения, пилотирования и создания творческого бульона как питательной среды для гигантского скачка вперед и вверх.
Собственно, это мини-зеркало индустриализации, восстановления и развития народного хозяйства страны 30-50-х годов XX века, самым яркими из которых стали советские атомный и ракетный проекты. Нам-то гораздо проще и задача, которая перед нами стоит, совсем другого порядка. Надо ее реализовать, выйдя в оптимально-минимальный срок на мировой уровень.

TCW: На территории терминала в Сормово расположена промывочно-пропарочная станция (ППС) компании Bertschi. Каковы её мощности, возможности, технические особенности? Как планируется развивать данное направление?

А.И.: ППС Bertschi в Сормово – это самая восточная в Европе станция швейцарского гиганта. Мы признательны партнерам за то, что они выбрали нас для размещения станции. СТО используется для обслуживания исключительно контейнеров Bertchi AG. Однако присутствие такой ППС на Сормовском комплексе – это своеобразный знак качества для нашего терминала и оказываемых услуг. Мы работаем с оборудованием Bertchi по полному интермодальному циклу, выключающему терминальные операции, отгрузку на автомобильный и железнодорожный транспорт как по стране, так и за рубеж.

TCW: Кстати, кроме Bertschi, в танк-контейнерном сегменте «Логопром» сотрудничает еще с двумя швейцарскими компаниями – Termcotank и Hupac. Расскажите, как строится эта совместная работа.

А.И.: Эти глобальные компании пришли к нам после того, как увидели нашу плодотворную системную работу с Bertchi. Надо сказать, что они и ранее сотрудничали на других рынках. Понятно, что шансов получить нужный им сервис от ОАО «РЖД» и ПАО «Трансконтейнер» у них не было. И поэтому, когда после некоторых сложностей вызванных притиранием процессов, мы вышли на результат: объемы стали расти и потоки для загрузки экспортных танк-контейнеров пошли к нам сразу с нескольких заводов. Сейчас мы отрабатываем несколько интересных направлений. Уверены, что нижегородским экспортерам, обделенным контейнерными сервисами, новые маршруты понравятся и они станут регулярными и популярными у предприятий Нижегородской и соседних областей.

TCW: Как бы Вы описали экологическую картину работы ППС в Нижегородском регионе, есть ли положительная динамика?

А.И.: Полагаю, сейчас мы стоим перед началом больших изменений в нашем восприятии, что такое в окружающей нас среде хорошо, что плохо и что недопустимо в принципе. Танк-контейнерный бизнес будет драйвером этих изменений. Вариантов сейчас строить станции технического обслуживания (СТО) танк-контейнеров без очистных, с рассказами о вывозе отходов силами «рогов и копыт», уже нет. Две принципиальные, успешные, замечательные женщины во главе российских природоохранных структур и правительстве, свежие кадровые решения в окружных экологических структурах, внимание крупнейших федеральных промышленных холдингов к теме, свидетельствуют о том, что время «дельфинов» и сливов на рельеф заканчивается. Мы всемерно это приветствуем!
 

TCW: На Форуме Вы заявили о намерении создать в Сормово пилотную СТО танк-контейнеров полного цикла, которая будет включать промывку, пропарку, ремонт танк-контейнеров, очистные сооружения, а в перспективе еще две СТО – на ст. Ревда и Давыдово. На какой стадии находится сейчас этот проект, какие компании планируется привлечь?

А.И.: Да, эти планы в силах. Сейчас мы проводим предпроектную подготовку. Начинать будем с Сормово, далее Давыдово и Ревда. В составе комплексов будут терминалы и депо, а не только ППС с ремонтными зонами. С близлежащими к этим локациям предприятиями уже проведены первые переговоры, и интерес превзошел наши ожидания.
Сегодня мы видим, что танк-контейнеризация шагает по стране очень быстро и все больше участников рынка, работающих пока по старинке, хотят воспользоваться современными логистическими технологиями. Практически все, с кем мы разговаривали, уточняют и подчеркивают интерес к контейнеризации перевозок сырья или готовой продукции как к удобной, экологически нейтральной технологии, что вселяет уверенность, что не самые дешевые услуги наших комплексов будут востребованы.

 

TCW: Реально ли, по Вашему мнению, использовать внутренние водные пути европейской части России для перевозки танк-контейнеров? Что для этого нужно сделать? Поможет ли переключение части грузоперевозок в авто- на речной транспорт разгрузить автодороги в летний сезон и улучшить экологическую ситуацию в регионе?

А.И.: Конечно, это реально. Для этого для начала надо, чтобы в портах, хотя бы на Волге и Каме, появились краны, способные работать с контейнерами и танк-контейнерами. Сегодня их просто нет. Все наши суда внутреннего плавания имеют возможность перевозить контейнеры, а вот погрузить их на борт просто нечем. Поэтому это еще одна свободная ниша, где скоро начнутся изменения. Контейнеризация безальтернативна для всех видов транспорта.

TCW: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития танк-контейнерного направления в России на 2022 год и среднесрочную перспективу?

А.И.: Очень многое зависит от политики государства в области инвестиций. Если курс рубля останется интересным для экспорта, а финансирование вдруг станет доступным, нас ждет бум в танк-контейнерных проектах с экологической составляющей, как и в других сферах, связанных с зеленой интермодальной логистикой. Если все останется как есть, будут единичные проекты, неспособные повлиять на общую картину. Конечно хотелось бы энергично пойти вперед… Будем на это надеяться!