Т75: ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

07 / 02 / 2022

Одной из центральных тем ежегодного «Международного Танк-Контейнерного Форума» (ITCF-2021), который состоялся 27 октября в рамках международной выставки химической промышленности и науки «ХИМИЯ-2021», стали танк-контейнеры Т75 для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).
Представители зарубежных и российских компаний (ALBATROSS Tank Leasing, «РМ Рейл», KriCon, «Танк-Контейнер Сервис») обсудили особенности мирового рынка СПГ, перспективы российского рынка с точки зрения использования танк-контейнеров данного типа, проблемы, связанные с их производством, обслуживанием и ремонтом.

По материалам Третьего Международного Танк-Контейнерного Форума

Перевозка СПГ в Т75: перспективы для России

Кристоф Шоллер, CEO ALBATROSS Tank Leasing, выступил с докладом «Криогенные танк-контейнеры – микрокосмос в глобальном мире транспортировки СПГ», в ходе которого охарактеризовал мировой рынок СПГ, сегмент его перевозок при помощи криогенных танк-контейнеров Т75 и затронул перспективы развития российского рынка. «Возможно, это прозвучит чересчур оптимистично, но я убежден, что именно в России этот сегмент получит очень хорошее развитие», – заявил К. Шоллер.

Он напомнил, что природный газ превращается в СПГ при охлаждении до температуры -161°С. СПГ вдвое легче веса воды, не относится к числу легко воспламеняемых веществ и отличается более высокой экологичностью по сравнению с жидким топливом. По его словам, при сжижении при атмосферном давлении объем природного газа уменьшается в 600 раз, что открывает широкие возможности для развития рентабельной транспортировки СПГ.

CEO ALBATROSS Tank Leasing отметил, что сейчас 95% производимого в мире СПГ транспортируется морским путем при помощи танкеров. Но, хоть доля танк-контейнеров в общем объеме перевозок СПГ очень низкая, она соответствует определенной нише – доставке СПГ по суше в труднодоступные районы.

По словам господина Шоллера, главный вызов при транспортировке СПГ состоит в необходимости поддержания очень низкой температуры, и Т75 хорошо обеспечивают данное условие, поскольку требуемая температура с момента загрузки сохраняется в течение 90-120 суток.

Обязательным условием для загрузки и выгрузки СПГ, по словам спикера, является наличие испарителей. «Этими устройствами можно оборудовать каждый танк-контейнер, но это дорого, поэтому в мировой практике они обычно располагаются в местах загрузки и выгрузки СПГ при потоковой доставке», – пояснил К. Шоллер. Также он отметил, что высокий уровень безопасности перевозки СПГ в Т75 обеспечивается наличием клапанов, позволяющих по мере надобности природному газу выходить из танк-контейнера, что исключает вероятность взрыва. Кроме того, безопасность таких перевозок гарантируется зарегулированностью этого сегмента – сложной процедурой регистрации и сертификации криогенного оборудования, строгим государственным надзором за перевозками, которые приняты в большинстве стран.

«В России рынок перевозок СПГ только зарождается и нужно еще порядка пяти лет, чтобы вся его структура сформировалась и заработала эффективно. Тем не менее, инвестировать в этот сегмент нужно уже сегодня, это даст возможность стать ему востребованным и очень прибыльным», – сказал К. Шоллер и еще раз подчеркнул, что ALBATROSS Tank Leasing очень верит в развитие рынка перевозок СПГ в Т75 в России.

Он напомнил, что Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (26% мировых запасов), при этом доказанные запасы России в 102,3 раза превышают годовое потребление, а суммарных запасов может хватить более чем на 60 лет. «Россия лидирует по добыче природного газа, по производству СПГ в крупнотоннажном сегменте, а также активно развивает малотоннажное производство СПГ (SSLNG), которое представляет наибольший потенциал для развития перевозок в Т75», – сказал К. Шоллер.

По данным ALBATROSS Tank Leasing, по объемам SSLNG Россия уже обогнала Китай (рис. 1), а заводы построены во многих российских городах – Перми, Тамбове, Смоленске и др., не имеющих выхода к морю, что открывает широкие возможности для сухопутной транспортировки этого продукта в удаленные районы внутри страны и за рубеж. «Сегодня Т75 уже используются для отправки СПГ из России в Монголию, а также западную часть Китая, где потенциал потребления СПГ наиболее велик, поскольку из-за отсутствия выхода к морю альтернативы Т75 для поставок СПГ там нет», – пояснил Кристофер Шоллер.

Рис. 1. Объем малотоннажного производства СПГ в России по сравнению с другими странами

В заключение ALBATROSS Tank Leasing резюмировал преимущества танк-контейнеров Т75 для СПГ: модульность и адаптируемость, возможность использования в составе мультимодальных перевозок, соответствие мировым стандартам (ISO, ADR, ASME, IMDG), относительно короткие сроки окупаемости проекта, возможность доставки продукта в удаленные районы. При этом К. Шоллер признал, что самая большая проблема, связанная с применением Т75 связана с их обслуживанием, что объясняется закрытым характером данной системы по сравнению с другими типами танк-контейнеров.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Господин Шоллер, Вы сказали, что танк-контейнер Т75 может удерживать необходимую для хранения СПГ низкую температуру на протяжении 120 суток Насколько это нужно с практической точки зрения, ведь вряд ли перевозка даже на значительные расстояния может продолжаться более 3-4 мес.?

Кристоф Шоллер: Безусловно, этот показатель избыточен для перевозки, но он может обеспечить хранение СПГ в танк-контейнерах, есть возникнет такая необходимость.

Вопрос: Готов ли ALBATROSS Tank Leasing сотрудничать с российскими производителями танк-контейнеров Т75?

К.Ш.: Да, нам очень интересно сотрудничество с производителями на местах, но для этого нужны два условия: адекватная цена и приемлемый уровень сервиса.

Перевозки в Т75 прирастут водородом

Георгий Зобов, директор Департамента стратегии и маркетинга ООО «РМ Рейл», посвятил свой доклад перспективам рынка перевозок грузов в танк-контейнерах Т75. Он напомнил, что начиная с 2000-х годов на производственной площадке «РМ Рейл Рузхиммаш» в г. Саранске налажено производство танк-контейнеров для перевозки жидких химических грузов, в настоящее время на этой же площадке осваивается производство криогенных танк-контейнеров Т75.

«Сегодня очень высока конкуренция с китайскими производителями Т75 из-за проводимой там ценовой политики. Часто покупая металл для производства такого танк-контейнера, мы тратим больше, чем стоит уже готовый Т75 китайского производства, поставленный на российский рынок», – рассказал Г. Зобов, но при этом отметил, что «РМ Рейл» готов удовлетворить спрос на данные танк-контейнеры, как только позволит экономическая конъюнктура.

Спикер разделил оптимизм, высказанный К. Шоллером относительно развития мирового и российского рынков перевозок СПГ в танк-контейнерах, особо подчеркнув перспективы развития SSLNG: «В России принят план мероприятий («дорожная карта») по развитию рынка малотоннажного СПГ и газомоторного топлива на период до 2025 года. Сегодня в стадии реализации находятся 65 проектов по строительству малотоннажных заводов по сжижению газа, большая часть которых будет располагаться на удаленных не газифицированных территориях». При этом господин Зобов обратил внимание, что криогенное оборудование Т75 может также использоваться для транспортировки водорода, который наряду с СПГ относится к числу перспективных видов грузов для развития этого сегмента.

По словам Г. Зобова, стратегические перспективы потребления водорода для развитых стран связаны в первую очередь с низкоуглеродной водородной энергетикой, позволяющей сократить выбросы парниковых газов. Предполагается использование водорода, имеющего низкий углеродный след, в качестве энергоносителя. Докладчик пояснил, что такой водород может быть наиболее эффективно произведен из природного газа или угля с использованием технологий улавливания и хранения углерода (CCS), либо путем электролиза с использованием электроэнергии с низким углеродным следом. Г. Зобов привел данные Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которым общий объем производства водорода в мире в 2015-2020 годах вырос с 55 до 79 млн тонн, к 2030 году увеличится до 114 млн тонн, из которых около 7% будет приходиться на низкоуглеродное производство (рис. 2).

Рис. 2. Мировое производство водорода, 2015-2030 гг., млн тонн

По словам Г. Зобова, объем годового производства водорода в России пока не превышает 0,17 млн тонн, что соответствует 0,23% от мирового производства, но в будущем ожидается рост этого сегмента, и Россия может стать одним из ключевых производителей водорода. Об этом, в частности, свидетельствует появление стратегических документов на государственном уровне: к примеру, распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2020 года №2634-р была утверждена «дорожная карта» по развитию водородной энергетики в России до 2024 года, план мероприятий которой направлен на увеличение производства и расширение сферы применения водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, а также предполагает вхождение страны в число мировых лидеров по его производству и экспорту.

«Несмотря на поставленные на государственном уровне задачи, в нашей стране развитие этого сегмента в основном идет «снизу вверх» – от развития и создания технологий. Поэтому сегмент СПГ пока сильно доминирует над развитием водородного сегмента», – заключил Г. Зобов и привел оценку спроса на танк-контейнеры для СПГ и водорода. По его данным, к 2023 году, если перевозимый объем СПГ в одном танк-контейнере в год составит 303 тонн/год, а прирост перевозок СПГ – 0,5 млн тонн, то спрос составит 1700 танк-контейнеров (рис. 3). К 2025 году это количество может вырасти до 2200 ед., а затем начнет сокращаться из-за окончания крупных проектов.

Рис. 3. Оценка спроса на танк-контейнеры для СПГ в России до 2026 г.

«Что касается потребности в танк-контейнерах для водорода, то она сильно варьируется в зависимости от рассматриваемого документа: если опираться на Концепцию развития водородной энергетики, это около 90,5 тыс. единиц, согласно «Энергетической стратегии-2035», это количество не превысит 13,5 тыс. ед.», – сказал Г. Зобов (рис. 4).

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Георгий, ООО «РМ Рейл» будет поставлять криогенные танк-контейнеры Т75 только на внутренней рынок, или также планирует отправлять их на экспорт?

Георгий Зобов: Наши танк-контейнеры полностью соответствуют требованиям стандартам ISO, аттестованы РМРС и при необходимости могут быть поставлены для использования в любую точку мира.

Вопрос: Считаете ли Вы, что государство должно субсидировать производство танк-контейнеров Т75?

Георгий Зобов: Производство танк-контейнеров данного типа – это новый премиальный сегмент рынка, и, если говорить о возможном субсидировании, то оно должно быть адресовано потенциальным покупателям нашей продукции. Это поможет стимулировать приобретение продукции российского, а не китайского производства.

Технические особенности Т75

Сергей Дробжев, директор по техническому развитию ООО «РМ Рейл», представил особенности криогенного танк-контейнера Т75. Он начал с того, что в России отсутствуют площадки, способные организовать серийный выпуск Т75 и криогенного оборудования. «К сожалению, эти технологии на сегодняшний день утратили шесть производителей. Китай закрывает 90% мирового рынка, а топ-3 китайских компаний – 60%. Бороться с ними сложно, но мы не опускаем руки и планируем победить их инжинирингом и применением новых материалов.

По словам С. Дробжева, созданный ООО «РМ Рейл» опытный образец криогенного танк-контейнера Т75 по техническим характеристикам не уступает, а в некоторых аспектах превосходит европейские и китайские аналоги (табл. 1). Это 40-футовый танк-контейнер с экранно-вакуумной изоляцией. Также в разработке находится танк-контейнер с кубатурой 46 м3, который компания планирует представить рынку в мае 2022 года.

«При изготовлении наших танк-контейнеров мы использовали уникальный алюминиевый сплав, который хорошо работает при низких температурах и отличается более низкой ценой по сравнению с нержавеющей сталью», – отметил спикер. По его словам, комплектация изготовленного танк-контейнера полностью российская, включая арматуру.

Таблица 1. Конкурентный анализ танк-контейнеров Т75

В заключение С. Дробжев сообщил, что «РМ Рейл» находится в стадии строительства предприятия по малосерийному производству танк-контейнеров Т75, и параллельно ведется разработка танк-контейнера Т75 для перевозки водорода.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ:

Вопрос: Сергей, рассматривает ли ООО «РМ Рейл» возможность производства танк-контейнеров из композитных материалов?

Сергей Дробжев: Мы имеем в виду такую возможность, но все упирается в нормативную базу: вспомним, что последний на данный момент танк-контейнер из композитных материалов был изготовлен в России шесть лет назад, а согласование нормативной документации, позволяющей его эксплуатировать, завершается в 2021 году. Вторая проблема связана с отсутствием технологий, позволяющих осуществлять переработку композитных материалов, есть и вопросы по ремонтопригодности таких танк-контейнеров.

Особенности эксплуатации и обслуживания Т75

Роман Самойлович, руководитель транспортного отдела компании KriСon, поделился опытом эксплуатации Т75. Прежде всего он обратил внимание, что степень сжатия разных газов для транспортировки различна: для кислорода она составляет 1:860, азота – 1:969, СПГ – 1:600, разнится и температура конденсации при атмосферном давлении: для этана она составляет -88°С, для гелия – -269°С. Помимо СПГ и кислорода в криогенном состоянии перевозятся этилен, метан, этан, аргон. «В зависимости от свойств газа, в стандартном танк-контейнере Т75 можно перевезти разную массу, при этом максимальная масса перевозимого груза устанавливается производителем танк-контейнера», – пояснил Р. Самойлович.

Он призвал эксплуатирующие организации при использовании Т75 помнить о сроке держания груза. «Идеальной изоляции не бывает, поэтому по мере транспортировки груз будет набирать тепло, будут расти давление и срабатывать предохранительные клапаны. Сам срок держания груза зависит от давления, на которое рассчитан танк-контейнер, технологиях, использованных при его изготовлении и особенностей груза. Например, при начальном давлении 0 bar, выставлении клапана (PRV) на 22 bar танк-контейнера производства компании Gascon срок держания груза для кислорода составит 131 день, для аргона 105 дней, для этана – 333 дня», – рассказал представитель KriСon.

Он отметил, что со сроком держания груза могут возникать проблемы, связанные с утечкой продукта в арматурном отсеке по причине выхода уплотнителей из строя. «В этом случае нужно закрыть клапаны, локализовать и устранить утечку, заменить уплотнители». – сказал Р. Самойлович.

Кроме того, по словам докладчика, при транспортировке криогенных газов может произойти открытие предохранительного клапана из-за увеличения давления во внутренней колбе, что может быть связано с недостаточной выгрузкой танк-контейнера и остатком жидкой фазы, которая поднимает давление и также отражается на сроках держания груза. Также в процессе транспортировки может возникнуть низкий уровень вакуума в связи с повреждением во время перевозки и проведении погрузочно-разгрузочных работ.

По словам Романа Самойловича, уникальность Т75 заключается в многоуровневой изоляции (MLI) внутренней колбы, которая состоит из множества отражающих слоев по аналогии с космическими аппаратами. Между внутренней и внешней колбой находится вакуум. Внутренняя колба оборудована волнорезами для гашения жидкости. Предохранительные клапаны устанавливаются в виде дублирующей пары, переключение в которой осуществляется при помощи рычага. Для измерения уровня жидкости в танк-контейнере используются дифференциальные манометры, пересчет полученных данных осуществляется при помощи специальных таблиц, что позволяет определить массу находящегося в танк-контейнере груза и степень его загрузки».

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ:

Вопрос: Роман, занимается ли компания KriСon обслуживанием и освидетельствованием танк-контейнеров Т75 в России?

Роман Самойлович: На данный момент нет, но мы ведем переговоры и прорабатываем техническую базу для того, чтобы начать это делать.

Тему обслуживания Т75 продолжил Эдуард Блек, генеральный директор ООО «Танк-Контейнер Сервис» (ООО «ТКС»), и подчеркнул, что эти танк-контейнеры как высокотехнологичное оборудование требуют качественного обслуживания и ремонта, а качество сервиса зависит от наработанного опыта. «В нашей стране не всегда уделялось должное внимание обслуживанию, но мы стремимся к этому и видим прогресс в данном направлении, ведь отказ от своевременного технического обслуживания и контроля парка ведет к отказам оборудования и кратно повышает риски возникновения аварийных ситуаций при использовании Т75», – сказал Э. Блек.

Далее докладчик остановился на технических особенностях эксплуатации Т75, связанных с созданием и поддержанием вакуума, который необходим, чтобы сократить потери продукта при перевозке в Т75. «Мы столкнулись с тем, что далеко не все специалисты, эксплуатирующие Т75, понимают, что такое вакуум, и часто требуют установить на Т75 характеристики, которые недостижимы с точки зрения физики», – рассказал Э. Блек. Он пояснил, что вакуумный насос работает иначе, чем водный, и при заявленной производительности 8 м3/час производительность насоса падает по мере откачки, поэтому для создания вакуума в «рубашке» Т75 требуется работа насоса в течение двух суток.

В качестве одной из проблем, возникающих при обслуживании танк-контейнеров, Э. Блек назвал скудную информационную базу на русском языке и «сложности перевода», возникающие при использовании информации из иностранных источников. «Например, часто встречается понятие «выпрямитель вибрации» вместо «гаситель вибрации», – пояснил докладчик.

В заключение он призвал организации, эксплуатирующие Т75, в обязательном порядке обращаться в сервисную компанию, «Мы одна из немногих компаний в России, у которой есть опыт и компетенции полного технического обслуживания Т75, поэтому мы готовы стать вашим партнером и поделиться этим опытом», – сказал Э. Блек.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ:

Вопрос: Эдуард, сотрудничает ли ваша компания с РМРС по созданию нормативной базы, регулирующей обслуживание криогенных танк-контейнеров?

Эдуард Блек: Мы находимся в постоянном контакте с ними, но надо понимать, что Регистр очень аккуратен в предоставлении нормативной базы, потому что, если она будет создана, в нее нельзя будет внести изменения. Сейчас все мы находимся в стадии наработки опыта для создания этой нормативной документации.