В декабре 2023 года в рамках 12-го пакета санкций Евросоюза были введены ограничения на импорт сжиженных углеводородных газов (СУГ). С учетом годового переходного периода до конца 2024 года контрагенты осуществляли поставки по долгосрочным контрактам, заключенным до объявления ограничений, при этом активно шел поиск новых рынков, экспортных маршрутов, прорабатывались вопросы логистики поставок и транспортной инфраструктуры.
Эти актуальные вопросы были рассмотрены на XV Международной конференции «Рынок СУГ России 2024», которая состоялась 5–6 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге и собрала более 300 делегатов, ведущих участников рынка СУГ. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные с точки зрения танк-контейнерного рынка выдержки из докладов этой конференции. Аналитическая служба TCW
Монголия: перспективный рынок с нюансом
Одной из ключевых тем прошедшего мероприятия стали новые региональные рынки и их оценка с точки зрения экспортных интересов России. Об одном из таких рынков – монгольском и использовании его потенциала для транзита СУГ в Китай рассказал Сергей Лукьянов, коммерческий директор Sun Light Petroleum.
Спикер охарактеризовал рынок СУГ Монголии как сравнительно молодой, достаточно перспективный, но небольшой по объему. Потенциал для наибольшего роста, по его оценкам, прослеживается в сегменте коммунально-бытового и промышленного потребления.
В последние годы росли поставки СУГ в Монголию (рис. 1), расширялась и номенклатура поставляемых продуктов.
Текущая пропускная способность ж/д путей Монголии составляет 32,5 млн тонн в год, при этом стратегия развития до 2030 года предполагает увеличение мощности до 50 млн тонн в год, наряду с этим предусмотрено строительство новых железнодорожных терминалов и дорог (рис. 2). В связи с этим, по мнению С. Лукьянова, страну можно рассматривать как перспективное транзитное направление для российского СУГ.
Значимым действующим терминалом для перевалки СУГ является терминал (сухой порт) Замын-Ууд, модернизированный при поддержке Китая и введенный в эксплуатацию в марте 2024 года. Благодаря модернизации эстакада слива увеличена с 4 до 12 постов, парк хранения – с 400 до 1200 м3, площадка налива газовозов увеличена с 4 до 12 постов.
Как отметил докладчик, в ноябре на терминал поступила пробная партия СУГ по железной дороге, и, несмотря на то, что компания-владелец терминала имеет опыт перевозки СУГ, она не имеет опыта эксплуатации опасных объектов, что создает прецеденты в виде нарушения техрегламента и техбезопасности (например, отмечены случаи проведения огневых работ на расстоянии менее 100 м при подаче вагон-цистерн под слив, отсутствия готовности системы пожаротушения, отсутствия тревожной сигнализации опасной концентрации паров СУГ и т.д.).
В качестве узкого места логистической схемы по транзиту газа из Монголии в Китай докладчик назвал автотранспорт. При значительной дистанции перевозок ощущается нехватка транспорта, имеются проблемы с лицензиями и прохождением таможенных процедур. Исправить ситуацию может разрабатываемый в настоящее время проект Эрлянь – первого автотерминала со складом временного хранения для опасных грузов для оформления экспорта опасных грузов из Китая в Монголию. Получение лицензий на данный терминал планируется в 2025 году, однако возможность использования для импорта СУГ пока не определена», – отметил С.Лукьянов.
Докладчик подытожил, что транзит и перевалка СУГ в Китай через Замын-Ууд могут быть технически запущены в 2025 году, при этом акцентировал внимание, что форсирование запуска проекта перевалки на границе без соблюдений мер безопасности может создать репутационные и имущественные риски и даже привести к закрытию канала экспорта в Китай в случае инцидента. «При этом существуют другие перспективные направления поставки СУГ транзитом через Монголию в Китай на новых пунктах погранпереходов, запланированных к открытию в 2025-2026 годах», – заключил Сергей Лукьянов.
В Центральную Азию и Афганистан– на авто и танк-контейнерами
В условиях изменения экспортных приоритетов СУГ повышается значимость рынков стран Центральной Азии и Афганистана. Александр Дильбази, директор по развитию «КазКонтракт», отметил, что текущий экспорт СУГ из России в эти страны составляет порядка 400 тыс. тонн, тогда как возможный экспорт оценивается в 1,5 млн тонн.
Безусловно, рынки каждой из этих стран намного меньше по масштабам, чем российский рынок. Например, по данным «КазКонтракта», в Российской Федерации общее производство СУГ составляет 15 млн тонн, в Республике Казахстан – 3 млн тонн, внутреннее производство – 12 и 2 млн тонн, экспорт – 3 и 1 млн тонн соответственно.
При этом объем производства в этих странах растет, хоть и не очень быстрыми темпами (рис. 3).
Среди основных проблем транспортировки СУГ в страны Центральной Азии спикер назвал нехватку специализированных терминалов, которая в свою очередь ведет к простою ж/д цистерн, и, как следствие, – к их недостаточной оборачиваемости. Общее количество ж/д цистерн для перевозки СУГ на железных дорогах России оценивается в 37 000 ед., на железных дорогах СНГ – в 50 000 ед.
Решение проблемы дефицита ж/д цистерн спикер видит в повышении их оборачиваемости, а также в увеличении существующего парка ж/д цистерн.
Кроме того, повышению эффективности экспорта СУГ в страны региона будет способствовать переход из ж/д цистерн в танк-контейнеры. «Это увеличит рынок поставок СУГ, решит проблему дефицита ж/д цистерн, а также даст импульс к развитию мультимодальных перевозок», – отметил Александр Дильбази.
Также альтернативой ж/д перевозкам СУГ могут стать автоперевозки. Этому способствуют такие факторы, как унификация перевозки опасных грузов автотранспортом между Российской Федерацией и странами Центральной Азии, а также возможность избежать промежуточных терминалов при перевозке СУГ.
«В настоящее время в рассматриваемом регионе транспортировка СУГ находится на уровне 1PL или 2PL, тогда как в мировой практике транспортировка происходит на основе аутсорсинга в режиме 3PL, 4Pl, 5PL», – отметил А. Дильбази. В связи с этим, по его словам, актуальность приобретает разработка новых логистических схем и их совершенствование, что даст новый импульс экспортному потенциалу России.
Рост за счет танк-контейнерных перевозок
Тему перевозок СУГ в вагонах и танк-контейнерах продолжил Игорь Головушин, директор аналитического направления компании «РМ Рейл». Согласно приведенным им данным, рынок вагонов-цистерн за 10 мес. 2024 года увеличился на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, при этом 71% выпуска пришлось на вагоны-цистерны для нефтепродуктов, 7% – на вагоны-цистерны для СУГ.
Игорь Головушин отметил некоторое сокращение объемов перевозок в вагонах-цистернах в 2023-2024 годах, что, по его мнению, связано со снижением транзитных перевозок, а также переориентацией части экспортных перевозок на
внутреннее потребление.
Объемы перевозок СУГ в танк-контейнерах, напротив, выросли в 2023-2024 годах (рис. 4), что, по оценке спикера, связано с ростом экспорта – за счет частичной переориентации поставок в Китай, а также развития поставок на рынки Афганистана, Турции, Туниса, а также с ростом внутреннего потребления.