СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК
В июне 2023 года по сети ОАО «РЖД» было перевезено 33 466 ед. танк-контейнеров, из которых 80% пришлось на внутренние, 12% – на экспортные, и 7% – на импортные перевозки. Танк-контейнеры, следующие транзитом через территорию Российской Федерации, за указанный период составили чуть более 1% (рис. 1).
Рис. 1. Распределение танк-контейнеров по видам перевозок
Больше половины (52%) перевезенных в июне 2023 года грузов в танк-контейнерах пришлась на подгруппу «средства транспортирования» – то есть, «порожняк».
Значительная часть в общем объеме перевозок приходилась на кислоты, оксиды и пероксиды (9%); энергетические и неэнергетические газы (7%); углеводороды (5%) (рис. 2).
Рис. 2. Распределение перевозок в танк-контейнерах по подгруппам грузов
ИМПОРТ
В структуре импорта 89% танк-контейнеров пришлось на «порожняк», остальную долю составили спирты и их производные, углеводороды, соли и другие грузы (рис. 3).
Рис. 3. Распределение импорта в танк-контейнерах по подгруппам грузов
В импортном направлении танк-контейнеры поступали в Россию из 23-х стран. Основными отправителями были Латвия (30,2%), Беларусь (22,3%), Китай (11,7%) и Казахстан (11%) (рис. 4).
Рис. 4. Основные страны-отправители импортных грузов в танк-контейнерах
Основной объем танк-контейнеров, следующих из Латвии в Россию (98%), приходился на «средства транспортирования. Небольшую часть (2%) составляли спирты и их производные.
Из Беларуси в Россию поступило 92% порожних танк-контейнеров. Импортировались такие грузы, как нитросоединения, основания и содопроизводные, смолы синтетические, спирты, углеводороды и др.
Значительная часть танк-контейнеров, следующих в Россию из Китая (68%), также пришлась на «средства транспортирования». Также из Китая в танк-контейнерах импортировались альдегиды, кетоны и ангидриды; амины и амиды; спирты; углеводороды;
Из Казахстана в Россию поступило 96% «порожняка». Остальная часть пришлась на танк-контейнеры, перевозившие кислоты, оксиды; смолы синтетические и спирты.
ЭКСПОРТ
В экспортных перевозках в танк-контейнерах более половины пришлось на спирты и их производные, нитросоединения и углеводороды. Средства транспортирования составили менее 5% танк-контейнеров (рис. 5).
Рис. 5. Распределение экспорта в танк-контейнерах по подгруппам грузов
Грузы в танк-контейнерах поступали из России в 30 государств, в том числе, в страны Северной и Южной Америки (Перу, Бразилия, США) и страны ЕС.
Наибольшее количество танк-контейнеров было отправлено в Турцию – 41% от общего количества, на Беларусь пришлось 14%, 7% – на Казахстан, 5% – на Китай (рис. 6).
Рис. 6. Основные страны-получатели экспортных грузов в танк-контейнерах из России
Примерно половина отправленных в экспортном направлении в танк-контейнерах грузов пришлась на нитросоединения. 20% на спирты и их производные, 15% – на углеводороды.
42% отправленных в Беларусь танк-контейнеров везли спирты, треть – смолы синтетические.
На экспорт в Казахстан треть всех танк-контейнеров отправилась груженых основаниями и содопродуктами, 15% – азотными удобрениями, отправлялись также спирты, растворители, различные органические соединения.
Половина отправленных в Китай танк-контейнеров перевозили энергетические газы, около трети – спирты.