Риски перевозок в танк-контейнерах

16 / 02 / 2022

TT Club Mutual Insurance Ltd (ТТ Клуб) представил данные отчета о причинах убытков при грузоперевозках в танк-контейнерах за 2020 год.

ТТ Клуб, который в настоящее время страхует более 50% мирового парка танк-контейнеров, проанализировал большой массив данных об убытках, связанных с перевозкой наливных грузов в танк-контейнерах. Выводы Клуба могут служить надёжным источником информации о наиболее типичных и распространённых рисках при перевозках танк-контейнерами по всему миру.

Анализ страховых случаев и претензий показывает, что основными причинами убытков при перевозках груза в танк-контейнерах являются механические повреждения танков, коррозия внутренней поверхности и загрязнение груза из-за некачественной очистки цистерны после предыдущей перевозки.

На эти причины приходится более 80% зарегистрированных в ТТ Клубе инцидентов: 36% – внешнее воздействие, 27% – внутренние питтинги (от коррозии), 18% – загрязнения. Сравнение общего количества претензий по регионам в целом соответствует структуре глобального рынка танк-контейнерных перевозок: 50% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 36% в Европе и 13% в Америке.

Увеличение объёма перевозок химикатов и жидкостей в танк-контейнерах из Азии в Европу оказывает влияние на характер основных рисков контейнерных перевозок. В предыдущие периоды основной причиной убытков операторов контейнеров было загрязнение груза, теперь же главная проблема – столкновения и внешнее воздействие.

Майк Ярвуд, управляющий директор ТТ Клуба по предотвращению убытков, комментирует данные в отчёте: «Наиболее заметной тенденцией, которую мы наблюдаем, является относительное увеличение претензий, связанных с ударами и точечной коррозией внутренней стальной поверхности танка. Ранее мы сталкивались с более высоким уровнем претензий, связанных с загрязнением», — говорит он. «Похоже, что увеличение случаев внешних повреждений в результате ударов, связано с общим увеличением объёмов перевозок контейнеров, обрабатываемых на морских и интермодальных терминалах. На приведённой диаграмме показано, что на удары в ходе обработки танков на терминалах приходится около 63% всех случаев внешних повреждений. Объёмы перевалки на терминалах увеличиваются, и связанные с этим «заторы» создают дополнительную нагрузку на операторов погрузо-разгрузочной техники. Риск растёт также от того, что многие типы танк-контейнеров являются по сути «сверхтяжёлыми» грузовыми единицами.

Дорожно-транспортные происшествия являются второй причиной внешних повреждений танк-контейнеров, при этом более высокая доля приходится на Северную и Южную Америку (почти 50%), хотя в то же время на этот регион приходится лишь 21% от общего числа инцидентов, связанными с ударами.

Подавляющая часть убытков, вызванная точечной коррозией цистерны, приходится на Азию (87%), при этом чаще проблемы вызывают опасные грузы. Майк Ярвуд отмечает: «Существует множество потенциальных причин такого ущерба, и нам трудно выделить основную тенденцию. Но я советую операторам всегда учитывать риск загрязнения и самым тщательным образом контролировать качество очистки и состояние резервуаров после мойки и в обязательном порядке проводить регулярные проверки».

Снижение риска загрязнения, отмеченное аналитиками ТТ Клуба, может быть отчасти обусловлено изменением характера глобальной торговли и спроса. «Мы предполагаем, что в условиях «заторов» и ограничений в цепочке поставок при высоком спросе на товары, грузополучатели стали чаще принимать грузы, даже если есть вероятность, что они незначительно загрязнены, ведь возврат и замена может быть очень сложной и длительной процедурой», – резюмирует данные отчёта Майк Ярвуд.