РЕШЕНИЯ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ «ЗЕЛЕНОГО» ТОПЛИВА

10 / 11 / 2021

Популярность «зеленого топлива», представляющего собой смесь сжиженного природного газа (СПГ) и водорода, растет во всем мире. В России, в соответствии с прогнозами и стратегическими документами, также предполагается кратный рост производства, экспорта и потребления этих газов.
Все это делает актуальным развитие хранения внутрироссийских и экспортных перевозок СПГ и водорода в специализированных танк-контейнерах Т75.

Аналитическая служба TCW

Мировое производство СПГ и водорода

Мировой рынок СПГ в последние годы активно развивается. Только за последние 6 лет производство выросло на 55% – с 244 до 378 млн тонн. Прогнозируется, что до 2030 года объем мирового производства СПГ вырастет еще в полтора раза и составит 587 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Мировое производство СПГ, 2015-2030 гг., млн тонн

Крупнейшими в мире экспортерами СПГ, помимо США и Катара, являются Австралия, Малайзия, Нигерия и Индонезия. До 68% производимого СПГ направляется в страны Азии, где крупнейшими потребителями выступают Китай и Индия, 27% – в Европу.

Поскольку, согласно прогнозам, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) останется основным драйвером роста мирового потребления СПГ, географическая структура грузопотоков в будущем, вероятно, существенно не изменится.

До 2030 года рост мощностей СПГ в мире составит 4,5% в год, к этому времени мировое производство СПГ достигнет 580 млн тонн.

Стратегические перспективы потребления водорода для развитых стран в значительной мере связаны с низкоуглеродной водородной энергетикой, позволяющей сократить выбросы парниковых газов. Предполагается использование водорода, имеющего низкий углеродный след, в качестве энергоносителя.

В настоящее время наиболее эффективное производство такого водорода может быть налажено либо из природного газа или угля с использованием технологий улавливания и хранения углерода (CCS), либо путем электролиза с использованием электроэнергии с низким углеродным следом.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), общий объем производства водорода в мире в 2015-2020 годах вырос с 55 до 79 млн тонн, к 2030 году объем вырастет до 114 млн тонн, из которых около 7% будет приходиться на низкоуглеродное производство (рис. 2).

Рис. 2. Мировое производство водорода, 2015-2030 гг., млн тонн

В настоящее время более 90% водорода в мире производится на месте его потребления (кэптивный продукт), остальные менее 10% приходятся на поставки специализированных компаний, работающих на рынке промышленных газов – Praxair (США), Air Liquide (Франция), BOC Group (Великобритания), IwataniInternational (Япония), Linde (Германия).

В будущем значительный рост потребления водорода на транспорте и в энергетике возможен в случае сохранения мировых трендов на экологичность и использование водорода. Исходя из оценок стоимости водорода и прогнозов мирового потребления, к 2030 году можно ожидать мирового спроса в размере порядка 100-114 млн тонн, что на +35-50% больше по сравнению с уровнем к 2019 года.

Производство СПГ и водорода в России

В России производство СПГ за период 2015-2020 годы выросло с 14,5 до 30,5 млрд м3, а по итогам 2021 года, по предварительным оценкам, составит 30,1 млрд м3 (рис. 3).

По прогнозам, спрос на СПГ на внутреннем рынке России в 2024 и 2035 годах составит 3,4 и 12,6 млрд м3 по базовому сценарию и 5,3 и 17,4 млрд м3 – по оптимистичному сценарию (табл. 1).

Таблица 1. Прогноз спроса на СПГ на внутреннем рынке России на период до 2035 года, млрд м3

Показатель

Прогноз

2024 г. 2035 г.
Базовый сценарий Оптимистический сценарий Базовый сценарий Оптимистический сценарий
Всего 3,4 5,3 12,6 17,4
в том числе
газомоторное топливо 1,1 1,1 5,2 7,6
газификация 2,3 4,2 7,4 9,8

Перспективы России на мировом рынке в таком контексте представляются весьма привлекательными – в соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2035 года», утвержденной Правительством РФ в 2020 году, к 2024 году Россия выйдет на объемы производства 65 млн тонн СПГ в год, а к 2035 году – на 80-140 млн тонн и увеличит свою долю на мировом рынке. Таким образом будет достигнут трехкратный рост объемов производства СПГ.

В настоящее время в России принят план мероприятий («дорожная карта» по развитию рынка малотоннажного СПГ и газомоторного топлива на период до 2025 года. На данный момент в той или иной степени готовности к реализации находятся 65 проектов по строительству малотоннажных заводов СПГ. Большая часть из них будет располагаться на удаленных не газифицированных территориях. Мощность создаваемых производств варьируется в широком диапазоне, от 0,6 до 7 тонн в час (5-60 тысяч тонн в год).

В 2020 году объем производства водорода в России составил 0,17 млн тонн, что соответствует 0,23% от мирового производства (рис. 4). При этом по оценкам экспертов Сколково в рамках исследования «Водородная экономика – путь к низкоуглеродному развитию», к 2030 году Россия может заметно нарастить производство водорода и занять 20% мирового рынка.

Рис. 4. Производство водорода в России, 2015-2020 гг., млн тонн

Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2020 года №2634-р была также утверждена «дорожная карта» по развитию водородной энергетики в России до 2024 года. План мероприятий направлен на увеличение производства и расширение сферы применения водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, а также вхождение страны в число мировых лидеров по его производству и экспорту.

Оборудования для хранения и транспортировки «зеленого» топлива

Для перевозки и хранения «зеленого топлива» предлагается использовать танк-контейнер UN T75 с внутренним сосудом из алюминиевого сплава 1581 (рис. 5). Данное оборудование отличается увеличенным объемом сосуда, увеличенным сроком службы, увеличенным временем бездренажного хранения и пониженной массой тары (12,2 тонны).

Рис. 5. Внешний вид танк-контейнера для перевозки СПГ с внутренним сосудом из алюминиевого сплава

Также к числу перспективных разработок компании относится танк-контейнер для перевозки жидкого водорода с внутренним сосудом из алюминиевого сплава (рис. 6).

Рис. 6. Внешний вид танк-контейнера для перевозки водорода с внутренним сосудом из алюминиевого сплава