В 2020 году объем российских перевозок грузов в танк-контейнерах снизился на 2,1%, в том числе сегмент перевозки энергетических газов просел более чем на 20%. В то же время парк танк-контейнеров в стране увеличился на 7,6%.
В текущей ситуации участники рынка отмечают практически полное отсутствие спроса на танк-контейнеры российского производства марки Т50, предназначенные для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ). Не добавляет оптимизма и рост себестоимости производства таких танк-контейнеров, вызванный подорожанием конструкционных материалов. Не исключено при этом, что Т50 могут быть востребованы российским рынком перевозок при реализации определенных программ субсидирования.
Рост парка, снижение грузоперевозок
В 2018-2019 годах рынок перевозок грузов в танк-контейнерах по сети железных дорог России показывал устойчивый рост в 12-14%, и давал основания для оптимистических прогнозов его дальнейшего развития.
Но 2020 год скорректировал эту ситуацию, продемонстрировав снижение объемов перевозок на 2,1%. Основной причиной негативной динамики стало сокращение спроса из-за пандемии, при этом снижение наблюдалось только в сегментах экспортных и импортных перевозок, тогда как объем грузов, перевозимых танк-контейнерами внутри страны, немного вырос (рис. 1).
Наибольшее снижение показали энергетические газы (-20,1%), пищевые грузы (-44,5%). Генеральные и химические грузы, на которые приходится 78,2% рынка перевозок в танк-контейнерах, продемонстрировали прирост в +4,4% достигнув показателя 185 тыс. груженных ДФЭ (табл. 1).
Таблица 1. Структура перевозок танк-контейнерами по видам грузов, тыс. ДФЭ (груженые танк-контейнеры)
Груз | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2020/
2019, % |
Наливные грузы | ||||||
Химические грузы | 71,5 | 134,5 | 162,5 | 176,9 | 184,8 | +4,4 |
Удобрения | 5,3 | 5,7 | 5,5 | 5,2 | 6,7 | +29,3 |
Нефтепродукты | 0,8 | 1,5 | 1,4 | 1,2 | 2,1 | +83,7 |
Пищевые грузы | 1,9 | 5,6 | 9,2 | 15,7 | 8,7 | -44,5 |
Газы | ||||||
Газы энергетические | 24,1 | 41,3 | 36,5 | 42,6 | 34,0 | -20,1 |
Итого | 103,6 | 188,5 | 241,5 | 241,5 | 236,3 | -2,1 |
По данным Argus Media, в 2020 году российский парк танк-контейнеров составил 24,1 тыс. ед., что больше, чем в предыдущем году на 7,6%. Крупнейшими парками танк-контейнеров в России в 2020 году располагали «СГ-Транс», «Инфотек Балтика М», «СинтезРейл», «Форвард Транс Сервис».
Численность парка собственников и операторов танк-контейнеров не всегда коррелирует с объемами перевозок грузов по железной дороге. Например, крупнейший собственник танк-контейнеров «СГ-Транс» в 2020 году перевез 1 тыс. ДФЭ – лишь 0,2% от общероссийского объема перевозок (табл. 2).
Таблица 2. Объем перевозок по операторам танк-контейнеров, 2016-2020 гг.
Крупнейшие российские операторы одновременно выступают и основными игроками российского рынка Т50. «Если компания выигрывает контракт, у нее появляется два варианта – арендовать или покупать в собственность танк-контейнеры», – поясняет Илья Анисимов, начальник отдела продаж ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».
По его словам, сейчас компания «Сеспель» в большей степени смотрит на сегмент собственности. «У нас есть своя лизинговая компания, через которую танк-контейнеры сдаются в классический лизинг (аренда с правом последующего выкупа). На наш взгляд, в ближайшее время эта схема будет более популярна, чем аренда или покупка с привлечением банковского кредита», – считает И. Анисимов.
Вопрос спроса
«Подавляющее большинство танк-контейнеров в прошлом году было закуплено у китайских производителей», – отмечает Георгий Зобов, директор департамента стратегического маркетинга «РМ Рейл». По его словам, рынок спроса на танк-контейнеры российского производства, в том числе Т50, в настоящее время находится на минимальном уровне.
С ним согласен и Дмитрий Сахаров, директор департамента продаж ПАО «Уралхиммаш»: «На рынке сегодня стагнация, простаивает до 50-60% парка танк-контейнеров для перевозки СУГ».
К ведущим производителям танк-контейнеров марки Т50 в России относятся компании «РМ Рейл», «Уралхиммаш», «Сеспель», «Уралкриомаш», крупнейшим производителем Т50 в Белоруссии является «Осиповичский вагоностроительный завод.
«Все эти заводы отмечают практическое отсутствие спроса на свою продукцию, ведь рынок строительства танк-контейнеров зеркально отвечает спросу, который попросту отсутствует», – подчеркивает представитель «РМ Рейл».
Илья Анисимов более оптимистичен и оценивает потенциальный спрос на танк-контейнеры Т50 по странам СНГ в пределах 2000 единиц в год. По его мнению, кроме России «точкой роста» спроса на эти танк-контейнеры в СНГ становится Узбекистан, где существуют соответствующие инвестпрограммы как коммерческих организаций, так и компаний, аффилированных с государством. Рынок перевозок газов, представленный газовозами и танк-контейнерами, по его прогнозам, там будет активно развиваться.
Б/у вместо новых
Участники рынка сегодня признают, что цена на конечную продукцию китайских танк-контейнеров Т50 ниже уровня прямых затрат на производство отечественной продукции.
В такой ситуации «масла в огонь» подливает наблюдаемое повышение цен на металл и другие конструкционные материалы.
Возникает вопрос, не приведет ли данная ситуация к тому, что операторы будут отдавать предпочтение покупке б/у танк-контейнеров вместо новых?
«Повышение цен на металлы, конечно, скажется на стоимости продукции. Сейчас наша компания находится на стадии изготовления нескольких партий Т50, точную оценку роста себестоимости мы сможем дать, когда приступим к более массовому выпуску Т50 – ближе к осени 2021 года», – рассказывает Илья Анисимов. По его мнению, повышение цен может привести к тому, что операторы будут отдавать предпочтение б/у танк-контейнерам Т50, а не новым, тем более, что по наиболее популярным моделям танк-контейнеров Т11 и Т14 уже наблюдается рост этого сегмента рынка.
«Влияние роста цен на производство танк-контейнеров Т50 – самое негативное», – отмечает Дмитрий Сахаров.
Он также считает, что сценарий предпочтения б/у танк-контейнеров «весьма возможен, принимая во внимание наличие на рынке предложений по аренде б/у и новых танк-контейнеров иностранного производства».
Необходимость поддержки
Несмотря на негативные обстоятельства снижения спроса и усиления конкуренции со стороны китайских производителей танк-контейнеров, Илья Анисимов считает, что рынок ожидает массового выпуска танк-контейнеров российского производства. «Танк-контейнеры производства ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» могут участвовать в государственных программах субсидирования приобретения техники, что подтверждается выданными заключениями о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», – добавляет он.
Дмитрий Сахаров указывает на то, что отечественные предприятия имеют избыточные мощности по изготовлению танк-контейнеров и имеют возможность полностью закрыть потребность отечественных компаний.
«Безусловно, необходима поддержка на государственном уровне в виде, как вариант, пошлины на ввоз б/у и новых танк-контейнеров для перевозки СУГ, так как данные танк-контейнеры освоены и могут выпускаться отечественными производителями», – считает Дмитрий Сахаров. Также, по его мнению, эффективной мерой мог бы стать запрет на ввоз для использования в Россию б/у танк-контейнеров иностранного производства.
«Со стороны государства было бы значимым шагом создание программы поддержки контейнеростроения, в которую можно было бы включить и танк-контейнеры, – считает Георгий Зобов.
По его мнению, субсидии покупателям контейнеров российского производства – действенная мера, которая позволит стимулировать и развивать отрасль.