ППС НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: КОЛИЧЕСТВО РАСТЕТ, КАЧЕСТВО СНИЖАЕТСЯ

08 / 09 / 2021

В статье «Отмыть танк-контейнер и репутацию», опубликованной в газете Tank Container World №2/2020, мы впервые обратились к проблеме качества работы промывочно-пропарочных станций (ППС) Нижегородской области и соблюдения ими норм экологического законодательства. Мы выяснили, что ¾ моек региона, обслуживающих, в том числе, танк-контейнеры, работали с нарушениями.
По прошествии года количество ППС в регионе выросло вдвое – с 11 до 22 ед., при этом работа новых игроков совсем не отличается соблюдением экологических стандартов, напротив – едва начав свою деятельность, они в буквальном смысле начинают «гадить под себя».
При этом многие ППС региона поражают «гибкостью ценовой политики и клиентоориентированностью» – они готовы мыть танк-контейнеры по цене 150-70 и даже 50 руб./м3 (при этом нижний предел рентабельности мойки, соблюдающей все экологические нормы составляет 150 руб./м3, а нормальный уровень рентабельности – 250 руб./м3). А если позвонить и сказать, что «колба чистая», но грузовладелец отказывается грузить продукт из-за отсутствия справки, то необходимый документ мойка не только организует за символическую цену, но и доставит его в течение часа.
Увы, надзорные органы недостаточно контролируют деятельность этих предприятий, в результате чего по мере их количества растет и число свалок опасных отходов, ликвидировать которые придется «богатому» бюджету Нижегородской области.
Чтобы не быть голословными, приводим наиболее яркие примеры работы «горе-мойщиков» Нижегородской области.

Одна из моек – ИП «Мацурина», расположена недалеко от с. Шелокша Кстовского района на землях сельскохозяйственного назначения. ППС представляет собой ангар, в котором моются цистерны и танк-контейнеры. Внутрь моечного ангара машина заезжает и выезжает через одни (передние) ворота, а через другие (задние) ворота «утилизируются» отходы.

Несмотря на столь незамысловатую организацию работы, станция заявляет о готовности промыть и пропарить танк-контейнеры и автоцистерны из-под любых видов химических грузов, включая фенолы, диоктилфталат и едкий натр.
Способ «утилизации» отходов и мертвого остатка этих весьма токсичных веществ состоит в их перекачке через два шланга при помощи насоса на соседнее поле. За забором мойки на земельном участке сельскохозяйственного назначения вырыта яма, куда ежедневно сливаются жидкие отходы производства, в том числе после промывки автоцистерн, перевозящих сырье и продукты гигантов кстовской нефтехимии.

Весной 2021 года нижегородские экологи и общественники обращались в Росприроднадзор и региональное Министерство экологии и природных ресурсов (далее – Минэкологии), с заявлением о возможном нарушении требований природоохранного законодательства на территории данного земельного участка. И если Росприроднадзор оперативно отреагировал на жалобы, то Минэкологии сообщило об отсутствии «фактов, подтверждающих вину хозяйствующих субъектов в загрязнении окружающей среды» и не нашло «оснований для проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в данном конкретном случае». 

«Фактически на протяжении двух месяцев мы ждем внятного ответа от Минэкологии на выявленный факт сброса отходов, потому что до этого наблюдался такой своеобразный «футбол» из Россельхознадзора в Росприроднадзор, из Росприроднадзора – в Минэкологии. По нашей информации, была проверка с выездом, но пока мы находимся в неведении относительно результатов. Тем не менее, рассчитываем, что все виновные лица в итоге будут привлечены к ответственности», – говорит Дмитрий Левашов, независимый эколог, представитель межрегиональной НКО «Союз «За химическую безопасность».

Вторая мойка – ООО «Торговое предприятие «Север», аккредитована одним из гигантов отечественной нефтехимии и титульным предприятием области – ООО «РусВинил» и работает по контракту с ним. 

Данная ППС хоть и предоставляет договоры и паспорта на утилизацию отходов, но услуги мойки стоят на порядок дешевле по сравнению с ППС, соблюдающими экологические нормы (а если клиент платит наличными, то может рассчитывать еще и на дополнительную скидку), что заставляет усомниться в подлинности этих документов.

Мойка находится в здании бывшего автопредприятия на границе промзоны г. Кстово, чем и успешно пользуется, и по данным общественных экологов, перекачивает отходы за забор в ближайший овраг.

Удивительно при этом, что предприятие готово выдать справку о чистоте танк-контейнера, не помыв его, основываясь только лишь на заверениях оператора о том, что «колба исключительно чистая, а без справки «Сибур»/«Русвинил» грузить отказываются».    Стоимость такой «псевдомойки» может быть равна стоимости реальной промывки и пропарки, а может составлять и 1000 руб. – все зависит от договоренности.

А ведь водитель, получивший липовую справку после перевозки фенола, может залить в автоцистерну молоко, растительное масло или другой пищевой продукт, который затем попадет на стол к потребителю. Как говорится, приятного аппетита…

«В отношении ООО «ТП «Север» в настоящее время должны проводиться проверки, потому что ранее нами были направлены обращения в Минэкологии и в Нижегородское управление Росприроднадзора. Мы ждем реакции на выявленный факт сброса отходов», – говорит Дмитрий Левашов.

Третья мойка – ООО «Мобил-Пар» еще недавно без зазрения совести сливала отходы в коллектор АО «Дзержинский водоканал» («ДВК»). Основываясь на опыте нелегальных нефтяников, профессионально врезающихся в магистральные нефтепроводы, дзержинские «умельцы» сделали две врезки в коллектор «ДВК», по которым осуществлялся сброс сточных вод после промывки и пропарки автоцистерн и танк-контейнеров, в результате чего помимо загрязнения воды происходило загрязнение почвенного покрова на прилегающей территории. 

За промывку и пропарку «Мобил-Пар» брал по 150 руб./м3, за сложные продукты типа красной смолы и фенолов – по 200 руб./м3.

После того, как АО «ДВК» была получена информация о сливе отходов, мойка прекратила свое существование, но деятельность в сфере моечного бизнеса полностью не оставила, также перейдя на торговлю справками о чистоте тары. 

Такую справку ООО «Мобил-Пар» готов предоставить за 1000 руб., а если клиент попросит «оставить на сигареты» – то и за 800 руб. и даже бесплатно в течение часа привести ее в любую точку города, например, на парковку. Вот это настоящий клиентоориентированный сервис!

«По нарушениям данной мойки мы тоже обращались в надзорные органы Нижегородской области, и сейчас ждем соответствующей реакции», – отмечает Д. Левашов.

ООО «Автопар» – мойка, «прославившая» г. Дзержинск далеко за его пределами. Предприятие известно загрязнением территорий, которые арендует, где отходы просто сливает на грунт. 

Однажды Минэкологии региона пыталось привлечь этого предпринимателя к ответственности и оштрафовало его на 10 тыс. руб. Со стороны Росприроднадзора фактов сброса жидких отходов производства после промывки и пропарки автоцистерн на почвенный покров с территории предприятия и вовсе выявлено не было.

Кстати, в своих соцсетях, видимо, с целью рекламы и привлечения новых клиентов, ООО «Автопар» использует фотографии ППС «Енот», которая расположена в Санкт-Петербурге и придерживается европейских стандартов, более строгих по сравнению с требованиями ГОСТов. 

К сожалению, многим предприятиям Нижегородской области до сих пор все равно, как будут вымыты автоцистерны или танк-контейнеры, решающее значение имеет цена, а такая ситуация не только развязывает руки «горе-мойщикам», не оставляя их без работы, но и плодит новых нарушителей экологического законодательства. Качество обслуживания в регионе ценят разве что белорусские компании и российские операторы, работающие на экспортных маршрутах – будучи знакомыми с европейскими стандартами качества ППС, они ищут их аналоги в регионе.

«Количество моек в Дзержинске за последний год выросло с 9 до 16 ед., в Кстово – с 2 до до 6 ед., наряду с этим выросло и количество нарушений экологического законодательства, – рассказывает Д. Левашов.

По его мнению, далеко не все ППС обременяют себя нарушением экологических норм, более того, многие из них, видимо, подсмотрев у своих конкурентов или партнеров способы утилизации в виде слива отходов под забор или в ближайший овраг, успешно их осваивают.

«Количество таких эпизодов, к сожалению для природы Нижегородского края, множится», – подчеркивает общественный эколог.

Но наряду с упомянутыми негативными процессами, набирает обороты и рынок ответственных предприятий, который стремится консолидироваться и вытеснить с рынка недобросовестных игроков.
В заключение отметим, что в начале года на платформе нашего сайта был создан информационный продукт под названием TCW.NAVIGATOR. Цель его создания заключается в том, чтобы показать рынку компании, которые способны оказать заказчикам качественный сервис, безопасный для экологии. Параллельно нами ведутся переговоры с крупными химическими компаниями, которые будут ориентировать своих перевозчиков на список контрагентов из TCW. Мы рассчитываем, что это будет способствовать повышению уровня культуры и цивилизованности моечного бизнеса в регионах.