ПОЛНОМОЧИЯ БЕЗ «ТОЛЬКО»

27 / 11 / 2023

В июне 2023 года Минтранс официальным письмом напомнил ведомствам по списку рассылки о том, что полномочиями по утверждению и последующему одобрению типа конструкции, оценки соответствия и периодическому освидетельствованию танк-контейнеров на территории Российской Федерации наделены две организации – ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) и ФАУ «Российское Классификационное Общество» (РКО).
В связи с этим участники рынка рассказывают на случаи отказов со стороны ОАО «РЖД» и других ведомств принимать сертификаты, выданные международными классификационными сообществами. Одновременно зафиксированы и случаи, когда сертификаты РС и РКО не принимаются в других странах.
Возникает резонный вопрос – не вносит ли Минтранс сумятицу, рассылая подобные письма? Ведь РС и РКО были одинаково наделены указанными полномочиями как до, так и после письма. В то же время простое указание на полномочия двух организаций отдельными получателями было неверно истолковано как запрет пользоваться услугами международных организаций.
Какие последствия для осуществления мультимодальных перевозок грузов в танк-контейнерах может иметь данная ситуация – разбирался TCW. Аналитическая служба TCW

РС и РКО могут, но не только они

Итак, говоря об учащении случаев предъявления к перевозке танк-контейнеров с опасными грузами с актами периодического освидетельствования и иными документами, выданными организациями, не имеющими соответствующих полномочий, Минтранс России письмом от 15.06.2023 г. № АП-Д5-25/13533 напомнил об организациях, у которых такие полномочия есть. 

Как написано в письме, «полномочия по утверждению и последующему одобрению типа конструкции, оценки соответствия и периодическому освидетельствованию тары для опасных грузов, съемных цистерн и контейнеров и прочим действиям (включая подтверждение возможности перевозки опасных грузов в контейнерах-цистернах), определенным Международным Кодексом морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), наделены ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) и ФАУ «Российское Классификационное Общество» (РКО). 

В соответствии с соглашениями от 01.03.2022 № 10-38-02 и от 01.03.2022 № 10-38-03, заключенными между Минтрансом России и РС и РКО, указанное оборудование должно приниматься к перевозке опасных грузов на территории Российской Федерации с документами, выданными РС или РКО, – сказано в письме.

По данным участников рынка, это привело к появлению случаев отказов со стороны ОАО «РЖД» и других организаций по списку рассылки письма Минтранса принимать сертификаты освидетельствования танк-контейнеров других организаций, кроме указанных в письме. Причина таких инцидентов заключается в том, что письмо было воспринято получателями слишком буквально – как запрет на это действие.

Но при внимательном прочтении документа становится очевидно, что указания на запрет сертификатов на освидетельствование танк-контейнеров со стороны международных классификационных сообществ – таких, как Bureau Veritas, American Bureau of Shipping, Lloyd’s Register, ClassNK China Classification Society, Det Norske Veritas, являющихся членами Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО, International Association of Classification Societies, IACS), там нет. 

Любопытно при этом, что РС в марте 2022 года был исключен из МАКО со ссылкой на санкции, введенные Великобританией против Российской Федерации. Сделано это было в одностороннем порядке и в нарушение процедур и устава МАКО, и там не менее, обратно в МАКО РС принят не был. А РКО и вовсе никогда не являлось членом МАКО. Являясь по сути внутренним (национальным) классификационным обществом, оно по идее не имеет права выдавать сертификат международного образца, а делая это, заведомо обрекает перевозчика на санкции и финансовые потери в странах, где выданные им сертификаты не действуют.

Получается, что Минтранс указывает на РС и РКО, по сути принуждая рынок работать с ними, ОАО «РЖД» и другие компании начинают воспринимать эти организации как единственные, чьи документы легитимны на территории России. Ситуация осложняется и тем, что сертификаты РС и РКО могут быть не приняты в других странах. Например, участники рынка сообщали TCW о случае, когда собственник GFS Ship Management отказал в приеме танк-контейнеров с сертификатами РС на борт при отправке судна из индийского порта.

Международные правила никто не отменял

Сегодня у Bureau Veritas есть представительство в России, которое продолжает работать, платить налоги в российский бюджет со своих доходов и выдавать освидетельствования – таких полномочий организацию ни Минтранс, ни кто-то другой не лишал. Более того, количество сертификатов, выданных на освидетельствование танк-контейнеров Bureau Veritas, в России за последнее время выросло. Связано это с бюрократическими сложностями при выдаче сертификатов со стороны РС, недостатком количества офисов и т.д., а бизнес всегда стремится туда, где таких сложностей нет, а ищет возможность получить документ быстрее и проще. 

Также стоит вспомнить, что Россия по-прежнему входит в конвенцию ООН Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR (АДР), Международный кодекс морских опасных грузов (IMDG Code), Международную конвенцию по безопасным контейнерам с поправками 1981 и 1983 гг. (International convention for safe containers), а также в Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров (1972 г.). По идее, это делает невозможным исключение какой-то одной компании из числа организаций, проводящих освидетельствования – даже в том случае, если она попадает под санкции. 

Мультимодальные перевозки под угрозой

Многие компании, осуществляющие перевозку опасных грузов в танк-контейнерах на территории Российской Федерации, являются операторами на рынке международных мультимодальных перевозок и имеют богатый профессиональный опыт. Операторы указывают на то, что в текущей трактовке документация на многооборотную тару, выданная компетентными органами или уполномоченными организациями, признанными ИМО и МК МПОГ, утрачивает силу. Вследствие этого не представляется возможной мультимодальная перевозка грузов, прибывших в импорте морским транспортом. Проверка типа конструкции тары, а также проведение периодического освидетельствования груженного танк-контейнера запрещены правилами МК МПОГ. Также невозможна перевозка порожних танк-контейнеров под загрузку экспортным грузом. Повторное освидетельствование при наличии действующего сертификата, выданного классификационным обществом, ведет к существенной задержке отгрузки экспортных грузов на химических предприятиях РФ, а также к существенному удорожанию экспортной перевозки.

Невозможной становится также мультимодальная перевозка опасных грузов в многооборотной таре, ввезенных на территорию России автотранспортом в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Документы на данную тару, выданные компетентными органами стран-участниц или уполномоченными ими организациями, в соответствии с соглашениями должны действовать на территории стран-участниц.

В ответ на подобные запросы со стороны операторов танк-контейнеров в Минтранс России, последний переключает на бенефициаров этой ситуации – на РС. Получается замкнутый круг.

Кто виноват и что делать? 

Таким образом, возникшая неоднозначная ситуация с освидетельствованиями может негативно отразиться на ведении бизнеса танк-контейнерных операторов. Например, повлечь за собой задержки доставки опасного груза, а следовательно – нарушения условий контрактов и финансовые потери перевозчиков при осуществлении мультимодальных перевозок. 

Проблема остро стоит перед танк-контейнерной отраслью и не решена до сих пор. Чтобы найти пути выхода из ситуации, TCW организует круглый стол «Оптимизация процессов освидетельствования, ремонтов и строительства танк-контейнеров: диалог РМРС и бизнеса» в рамках пятого Международного танк-контейнерного форума (ITCF-2023), который пройдет 2 ноября в ЦВК «Экспоцентр». 

Впервые на независимой площадке состоится живое обсуждение вопросов освидетельствования, ремонтов и либерализации стандартов строительства танк-контейнеров. Приглашенные специалисты РС ответят на вопросы игроков танк-контейнерного рынка, расскажут о проводимой Регистром работе и нововведениях. Представители РС смогут максимально погрузиться в проблематику танк-контейнерной отрасли, вникнуть в сложности работы собственников, операторов и сервисных организаций, лучше понять стоящие перед ними проблемы, а формат открытого диалога позволит обсудить вопросы отрасли «без купюр» и выработать эффективные пути решения.