Сервис промывки и пропарки танк-контейнеров в разных регионах имеет общие черты: есть ответственные ППС, соблюдающие экологические нормы и «подпольные» мойки, бесстыдно сливающие стоки и сваливающие твердые отходы в неположенных местах, и Пермский край – не исключение.
На сегодняшний день в регионе известны несколько поставщиков услуг по очистке и пропариванию тары от химических грузов, также эти услуги оказывают несколько ИП «без адреса и регистрации» и примерно каждая третья мойка большегрузных автомобилей.Разбираемся в степени экологической ответственности этих компаний и в критериях оператора при выборе ППС.
В Пермском крае услуги по очистке и пропариванию тары от химических грузов оказывают следующие компании: ООО «БЕТТА», ПАО «ПГК», ООО «Транс сервис», ООО «Синтез-М».
По мнению руководителя одной из этих компаний, региональный рынок услуг промывки и пропарки танк-контейнеров можно считать насыщенным в части достаточного количества предложений этих услуг, поскольку спрос на данные услуги весьма ограничен. В связи с этим ППС региона загружены не на полную мощность.
ООО «БЕТТА» проводит утилизацию концентрированных остатков, которые сдаются в лицензированную компанию по утилизации в Пермском крае (метод утилизации – сжигание). Подрядчик официально зарегистрирован по данному виду деятельности и является своего рода монополистом: в городе с ним работают все крупные химические заводы, входящие в структуры «СИБУРа», «ЛУКОЙЛа», «УРАЛХИМа» и др.
Помимо твердых отходов, компания утилизирует водный сток, который после промывки собирается в закрытых бетонных ваннах с последующей сдачей через лицензированного подрядчика по утилизации жидких промышленных отходов. По договору подрядчик вывозит эти отходы на специальные полигоны и сдает по имеющимся у него разрешениям.
Компания ведет установленный законодательством учет и предоставляет ежегодные отчеты в региональные органы по экологическим вопросам. Данная работа проводится по договору ГПХ с сотрудником этих органов.
Также в настоящее ООО «БЕТТА» совместно с одним из НИИ региона ведут разработку технологии очистных сооружений. Строительство очистных сооружений под данный вид бизнеса запланировано на2022-2023 годы.
ПАО «ПГК» располагается на территории бывшего нефтехимического предприятия ПАО «ЛУКОЙЛ» и имеет хорошие «заводские корни» по организации труда и производства, в том числе по экологическим вопросам. Компания специализируется на пропаривании автоцистерн, принцип утилизации аналогичен применяемому ООО «БЕТТА», но компания не использует промывку, поэтому водный сток не образуется, и все отходы сдаются на сжигание.
ООО «Транс сервис» занимается очисткой автоцистерн и танк-контейнеров на авто- и железнодорожных платформах уже более пяти лет. По утверждению руководства предприятия, все эти годы компания работает с соблюдением экологических норм, утилизируя отходы через спецпредприятия, следит за изменениями в экологическом законодательстве, внедряет и применяет передовые технологии по сбору, очистке и утилизации отходов и при заключении нового договора с очередным контрагентом готово предоставить все документы, которые касаются соблюдения экологических норм.
ООО «Синтез-М» осуществляет мойку танк-контейнеров с последующим сбросом отходов против всех норм – в коллектор, который уходит в реку или городскую канализацию. Организация труда находится на низком уровне.
Несмотря на заверения ключевых ППС региона о полном соблюдении ими норм экологического законодательства при обслуживании танк-контейнеров, у TCW есть данные, что крупные операторы («Инфотек-Балтика М», «СГ-Транс») пользуются и мойками, сливающими отходы напрямую в местную промышленную канализацию, а по факту – в закрытую ливневую систему, в результате чего отходы в летний период распространяются в землю, а в зимний – растекаются по поверхности. Замывка на ряде ППС осуществляется так называемыми «дельфинами» – то есть, рабочими, которые спускаются в сосуд танк-контейнера со швабрами, скребками и ведрами и вручную очищают его (впрочем, если у такого «дельфина» при спуске в колбу есть полный набор СИЗ, этот способ вполне имеет право на существование, особенно если речь идет об обработке танк-контейнеров с волногасителями – прим. TCW).
«Дельфинов» используют и ИП «без адреса и регистрации», где система утилизации находится в зачаточном состоянии в виде нескольких приямков и самодельной печки из толстостенной емкости для сжигания.
Мойки большегрузных автомобилей, осуществляющие мойку танк-контейнеров, не предназначены для очистки химических грузов. Все отходы при такой уличной мойке сливаются в центральную канализацию и почву.
Что касается средней стоимости услуг ППС Пермского края, то, по оценке одного из участников рынка, она находятся на крайне низких уровнях рентабельности из-за большой конкуренции между ППС. «Судить о нарушении экологических норм тем или иным предприятием, осуществляющим промывку и пропарку танк-контейнеров, затруднительно. Экологические нормы соблюдаются в большинстве случаев, но с большими затратами, уменьшающими рентабельность», – говорит представитель одной из моек.
Представитель другой мойки утверждает, что средняя низкая цена на услуги ППС обусловлена тем, что многие компании не вкладывают средства в автоматизацию работ, утилизацию отходов и обеспечение безопасности своих сотрудников. «В результате такого подхода эти компании предлагают мойку танк-контейнеров по ставке 4-5 тыс. руб. за единицу, а если делать все законно, эта сумма не покрывает даже минимальных расходов», – говорит участник рынка.
Есть информация, что услугами «дешевых» моек в Пермском крае пользуются многие операторы танк-контейнеров, хоть и не говорят об этом в открытую. Вместе с тем, не стоит забывать, что ответственность за нарушение экологического законодательства ложится как раз на плечи операторов ивладельцев танк-контейнеров, которые могут не только «уходить от дешевых моек», но истимулировать их к развитию и соблюдению экологических норм.