ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ: ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ

15 / 11 / 2023

Компания «Восточная Магистраль», образованная в составе ГК «Евразия» специально для работы с опасными грузами, на сегодняшний день осуществляет полноценный мультимодальный комплекс услуг по перевозке опасных химических грузов из Китая. Имеющиеся в управлении морской и железнодорожный транспорт, техническое оборудование и многолетний опыт работы сотрудников позволяют компании реализовывать комплексные логистические решения. Сегодня «Восточная Магистраль» осуществляет перевозки широкой номенклатуры опасных грузов, в том числе коррозийных, требующих поддержания температурного режима или специальной подготовки оборудования.
О ключевых особенностях работы в сегменте импортных грузоперевозок опасных грузов, динамике грузопотоков за последний период, новых потребностях рынка и адаптации логистического сервиса в текущих геоэкономических реалиях TCW рассказала ведущий менеджер департамента мультимодальной логистики ООО «Восточная Магистраль» Дарья Пронина.

TCW: Дарья Романовна, как на Ваш взгляд изменилась ситуация на рынке импортных перевозок опасных грузов за последнее время, какие тенденции в перевозках химической продукции из Китая Вы наблюдаете?

Дарья Пронина: Надо сказать, этому рынку всегда была присуща высокая динамика, требующая от логистических операторов гибкости и адаптивности. За последний год рынок импортных грузоперевозок, безусловно, претерпел ряд значительных изменений.
В связи с развитием российских производств и расширением ассортимента химических продуктов стал появляться интерес к узким номенклатурам грузов китайских производителей. В то же время, некоторые импортные продукты потеряли свою актуальность по причине появления российских аналогов – например, пероксид водорода и изопропиловый спирт. Что касается оборудования, то наибольшим спросом при перевозке наливных грузов продолжают пользоваться танк-контейнеры модели T-11. Они в своем роде универсальны и позволяют перевозить большую часть наливных грузов из Китая.

 

TCW: В чем состоят особенности организации перевозки узких номенклатур грузов и как ваша компания с ними работает?

Д.П.: Эти особенности заключаются главным образом в подготовке технического оборудования – чтобы оно соответствовало требованиям к перевозке данного типа груза. Как правило, танк-контейнеры для перевозки таких грузов находятся в дефиците и труднодоступны на рынке. В качестве решения мы можем предложить покупку нового оборудования или модернизацию уже имеющегося. Это может быть частичная модернизация контейнера, оснащение манометрами, специальными прокладками, гуммирование, нанесение специального защитного покрытия и т.д. Такие перевозки требуют особого внимания к деталям, согласовываются заблаговременно и, как правило, касаются долгосрочных проектов. В любом случае подготовка оборудования должна оставаться экономически целесообразной, в этом, собственно, и заключается главная задача.

 

TCW: Как выглядит соотношение между импортными и экспортными перевозками опасных грузов в Китай и из Китая на сегодня, какие грузы и направления наиболее востребованы?

Д.П.: Большую часть импортных перевозок составляют кислоты, хлориды, эфиры и фениламины. Главными направлениями в импортных перевозках остаются Московский регион, Санкт-Петербург, Новосибирск, Свердловская область и Приморский край.
Что касается экспортного направления, номенклатура грузов здесь значительно меньше. В основном это удобрения и органическая химия. Надо при этом отметить, что объемы перевозок как в импортном, так и в экспортном направлении ежегодно набирают обороты.

 

TCW: Как можно охарактеризовать международную логистику опасных химических грузов на примере импортных перевозок с Китаем?

Д.П.: Экономические, геополитические, климатические, эпидемиологические условия сыграли ключевую роль в трансформации современной международной логистики между Китаем и Россией. Сильно повлиял уход с рынка крупнейших международных корпораций, на российском рынке появились новые специализированные компании, логистические модели и решения. Для описания международной логистики с Китаем сегодня подходят такие характеристики, как гибкая, динамичная, устойчивая к изменениям, регулируемая и вариативная. Все эти факторы позволяют выстраивать прочный фундамент для долгосрочных отношений между участниками логистического процесса и расширения географии присутствия.

 

TCW: Один из ваших проектов связан с перевозкой газа в специализированных танк-контейнерах модели T-50. Расскажите о нем подробнее.

Д.П.: К Т-50 предъявляется ряд специальных требований, из-за чего он в дефиците в КНР. Сама перевозка сопряжена с множеством технологических аспектов и нюансов. Каждый элемент логистической цепочки должен соответствовать требованиям и иметь разрешение на мультимодальные операции с данным грузом. Здесь есть особые требования к танк-контейнерам и другим видам транспорта: необходимы специализированные допуски и инфраструктура, за счет чего разработка логического решения кратно усложняется.

 

TCW: Какие еще логистические проекты реализуются вашей компанией?

Д.П.: Один из проектов касается перевозки перекиси водорода в специализированных контейнерах. Высококонцентрированная перекись водорода – груз специфический и требует особого внимания к оборудованию. Проект включал модернизацию контейнеров в профильном депо перед началом перевозки из-за отсутствия подходящих моделей в Китае. 
Также мы разрабатываем проектные решения по поставке большого объема груза (например 6 000 тонн). В данном проекте мы работали с неопасным грузом – хлоридом кальция, в мягких контейнерах (биг-бегах). Для оптимизации перевозки мы применяли балкерный тип погрузки на судно и разрабатывали логистический маршрут, включающий хранение груза на открытом складе и дальнейшую перегрузку биг-бегов в полувагоны. Похожий проект был у нас и с перевозкой терефталевой кислоты. В этом случае мы обеспечивали балкерную погрузку на судно, морской фрахт, хранение в крытом складе и перегрузку в 20-ти футовые контейнеры для дальнейшей отправки клиенту по железной дороге.

 

TCW: Наряду с перевозкой наливных грузов в танк-контейнерах «Восточная магистраль» осуществляет перевозки и в стандартных 20 GP контейнерах. Как происходит перевозка в этом случае?

Д.П.: В этом случае грузоперевозки химических грузов осуществляются в специальной таре, это могут быть IBS кубы, бочки и мешки. После прибытия контейнеров в порт мы проводим подготовку контейнеров к железнодорожной перевозке, обеспечивая безопасную доставку груза. Мы разрабатываем схему погрузки НТУ и обеспечиваем раскрепление груза в контейнере с использованием специализированных щитов из фанеры и бруса. Данные операции необходимы для обеспечения безопасной отправки химических грузов по железной дороге в соответствии с установленными требованиями РЖД.

 

TCW: Как на сегодняшний день обстоит ситуация с отправкой грузов, в том числе опасных, из Дальневосточного региона по железной дороге?

Д.П.: Отправка грузов по железной дороге из портового региона несколько затруднена, что объясняется как нехваткой фитинговых платформ в этом регионе, так и высокой загруженностью железной дороги. Для увеличения пропускной способности сотрудники РЖД прилагают максимум усилий, используют все свои компетенции, поэтому за последние несколько лет пропускную способность имеющейся инфраструктуры удалось существенно увеличить.
Что касается опасных грузов в контейнерах, то отправку сухих контейнеров 20 GP мы осуществляем и в полувагонах – благодаря экспортным отправкам угля, полувагонов на Дальневосточном полигоне достаточное количество. Грузы же в танк-контейнерах могут отправляться только на фитиновых платформах. К отправкам мы привлекаем как собственные платформы, так и платформы наших партнеров.
Железнодорожные отправки осуществляются в составе контейнерного поезда по ключевым направлениям, группой или повагонно, в последнем случае груз отправляется сразу в адрес конечного грузополучателя, без терминальных перегрузок в процессе перевозки в промежуточных точках маршрута. Такой вариант удобен грузополучателям, чей логистический процесс «заточен» под прием груза и выгрузку с железнодорожных платформ без перегруза на автотранспорт, то есть предприятиям со своими подъездными железнодорожными путями, либо тем, кто наладил работу таким образом через партнеров.

 

TCW: И все же, у многих грузополучателей нет возможности приема грузов по железной дороге. Как обеспечивается доставка груза в этом случае?

Д.П.: Груз отправляется в адрес ближайшего к пункту назначения железнодорожного терминала и перегружается на автотранспорт. Для перевозки опасных грузов применяется автотранспорт только с соответствующей лицензией для обеспечения безопасности в соответствии с правилами перевозки опасных грузов. Выбору автоперевозчиков мы уделяем особое внимание и отдаем предпочтение только проверенным операторам, обладающим требуемыми документами и компетенциями.