Изменените геоэкономической картины мира и направлений экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из России привели к трансформации транспортной логистики, необходимости поиска новых технологий и маршрутов перевозок данного вида сырья. В новых реалиях выросла значимость железнодорожных перевозок, а для новых проектов – теневого флота.
Эти и другие аспекты развития рынка обсуждались в рамках вебинара «Логистика СПГ», который прошел 16 августа 2024 года в рамках подготовки к ежегодному Международному форуму-выставке «СПГ: Экономика. Технологии. Решения» (состоится 16-18 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге). Редакция TCW представляет своим читателям краткий обзор и основные тезисы вебинара. – Аналитическая служба TCW
Как отметил Александр Климентьев, первый вице-президент научно-экспертного совета Национальной ассоциации СПГ, наибольшие объемы СПГ в мире перевозятся при помощи газовозов (401 млн тонн в 2023 году), далее следуют автомобильные перевозки (32,5 млн тонн) и перевозки малотоннажными (МТ) СПГ-газовозами (3,8 млн тонн).
Доля СПГ, поставленная конечным потребителям грузовыми перевозками, составила 8,1%, при помощи МТСПГ газовозов – 1% (рис. 1).
Развитие железнодорожных перевозок СПГ
«В России логистика СПГ связана как с экспортными поставками с крупнотоннажных заводов с применением газовозов, так и с внутренними поставками автотранспортом. А уникальной особенностью страны является транспортировка СПГ по железной дороге на большие расстояния», – отметил спикер. Он напомнил, что регулярные поставки СПГ были начаты в 2017 году компанией ООО «СПГ» по железной дороге в Якутии на расстояние 850 км. В 2019 году эта же компания осуществляла экспорт СПГ по железной дороге в Монголию на расстояние 3300 км.
В 2021 году была произведена тестовая перевозка СПГ Новокузнецк – Якутия на расстояние около 4000 км (АО «КриоГаз»), а также осуществлена первая мультимодальная поставка малотоннажного СПГ в Китай (ООО «Сибирь-Энерго»). В 2021 году были поставлены объемы СПГ из Высоцка в Мурманскую область для СПХР котельных Министерства обороны на расстояние 1500 км (ПАО «НОВАТЭК»).
В 2022 году налажены регулярные мультимодальные поставки малотоннажного СПГ и начат экспорт МТСПГ в Китай (ООО «Сибирь-Энерго», ООО «Газпром гелий сервис», ООО «СПГ»). Также начата реализация газоснабжения СПГ Гавриковского месторождения нефти – транспортное плечо составило 2200 км (ООО «Евразия СПГ»).
Наконец, в 2023 году производились мультимодальные поставки СПГ Владивосток – Магадан на расстояние более 2500 км (ООО «Газпром гелий сервис»).
По мнению Павла Олюнина, генерального директора ООО «ТНТ», одна из главных проблем развития железнодорожных перевозок СПГ состоит в наличии танк-контейнеров. «Основной объем танк-контейнеров производит китайская компания CIMC, есть несколько производителей в России, но серийное производство не налажено», – отметил докладчик. Также, по его словам, проблемы железнодорожных перевозок СПГ связаны отсутствием у многих предприятий (как производителей, так и потребителей) подъездных железнодорожных путей, что требует трансформации железнодорожной перевозки в мультимодальную.
Темы мультимодальных перевозок и связанных с ними сложностей коснулся и Евгений Глазырин, представитель ООО «СПГ-логистика». Он привел пример работы компании, которая осуществляет полный комплекс услуг по продаже, доставке и регазификации СПГ на территории Уральского ФО, использует парк специализированных емкостей для перевозки СПГ – полуприцепы-цистерны и танк-контейнеры производства китайской CIMC и испанской INDOX. «Работая по подготовке проекта по газификации в Чите, мы столкнулись с тем, что танк-контейнеры которые используются на железной дороге, имеют различные фланцы выходов, и чтобы начать проект, необходимо иметь как минимум перечень всех фланцев. Это не столько вопрос логистики, сколько сопряжения оборудования, что требует большой проработки, а в будущем – стандартизации», – рассказал докладчик. Он также обратил внимание, что большинство СПГ-заводов в России не имеют возможности прямой отгрузки СПГ по железной дороге, но выразил надежду, что по мере роста значимости железнодорожных перевозок этот момент будет учитываться при проектировании новых заводов.
Флот: теневой или свой?
По словам А. Климентьева, обсуждаемый сегодня теневой флот для перевозок СПГ нужен лишь новым проектам, тогда как ранее реализованные проекты – «Сахалин-2», «Ямал СПГ»,», характеризуются прозрачностью поставок и в теневом флоте не нуждаются. Например, «Ямал СПГ» обеспечен 15-ю газовозами типа Arc7, проект был разработан финской компании Aker Arctic, с участием DSME, строительство проведено на южнокорейской верфи DSME (в настоящее время Hanwha Ocean).
К числу СПГ-проектов, которым необходим теневой флот, относится «Арктик СПГ-2», поскольку санкции затронули не только производственные мощности, но и поставку новых газовозов, а также плавучих хранилищ газа (ПХГ). По сообщению основного акционера проекта «Арктик СПГ-2» ПАО «НОВАТЭК», в 2023 году на первой линии проекта был получен первый СПГ, однако затем из-за санкционных ограничений производство было приостановлено. Но по данным мониторинга одной из зарубежных компаний, в течение июня-июля 2024 года с проекта осуществлялись поставки СПГ на газовозах Christophe de Margerie и North Sky с использованием технологий, отработанных при поставках российских углеводородов на экспорт.
Александр Буянов, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», продолжил тему создания газовозов для «Арктик СПГ-2». «Изначально планировалось построить 15+ 6 газовозов Arc7 и 2 ПХГ. При этом 5 из 15 газовозов находятся в постройке на ССК «Звезда» по проекту и при участии компании, также 6 газовозов практически построены на южнокорейской верфи», – рассказал спикер.
По его словам, все сложности достройки судов связаны с уходом из проектов зарубежных партнеров – поставщиков ключевых технологий. «Какой может быть выход из этой ситуации? Есть два пути – развивать собственные технологии либо обратиться к дружественным странам – в первую очередь к Китаю», – отметил спикер. По его оценкам, для создания российского проекта газовоза нужно минимум 6 лет, для создания серийного производства – минимум 10 лет. На сотрудничество с Китаем в этом вопросе накладываются ограничения в виде вторичных санкций. «Вместе с тем, перспективы строительства газовоза в России есть с учетом развития технологий, хоть и сложностей достаточно много», – считает А.Буянов (табл. 1).
Новая реальность для бункеровки
Как отметил Ефим Сучков, начальник управления стратегического планирования и развития ООО «Газпромнефть Марин Бункер», компания увидела потенциал развития рынка СПГ на Балтике в 2010-е годы. «В 2019 году мы запустили проект по развитию бункеровки в этом регионе, было принято решение о строительстве специализированного судна, однако на дальнейшую реализацию проекта очень сильно повлияли ковид и последующее изменение внешнеполитической обстановки. В результате, к 2022 году цены на газ выросли и потребители, с которыми мы уже находились в контрактных отношениях, отказались от дальнейшего сотрудничества с нами как с российской компанией. Также сократилось число заходов в российские порты, изменилась логистика и маршруты следования судов – в результате на момент запуска проекта мы оказались в совершенно новой реальности», – рассказал докладчик.
По его словам, для дальнейшего развития проекта потребовалось найти ресурсы в России, что и было сделано. «На данный момент в Балтийском регионе сформированы все условия для бункеровки – построены два завода (Высоцкий и КС «Портовая»), налажена работа современного судна-бункеровщика «Дмитрий Менделеев», выработаны конкурентные ценовые условия СПГ по отношению к традиционному бункерному топливу, проведена работа по стандартизации операций СПГ-бункеровки.
«Сегодня мы с гордостью говорим, что нами проведено более 100 СПГ-бункеровок, сделано 4 операции по захолаживанию газотопливных систем, проведена одна инертизация резервуара судна. Сегодня рынок потребителей на Балтике формируется посредством российского флота, уже есть 4 нефтяных танкера и 2 парома Росморпорта, следующих по регулярному маршруту Усть-Луга – Калининград, также несколько судов находятся в постройке, флотилия судов, работающих на СПГ, также будет пополняться, и эта тенденция будет наблюдаться минимум до 2050 года», – отметил Е.Сучков.
По его словам, к числу перспективных направлений для развития СПГ-бункеровки относится и бункеровка на маршруте Северного морского пути, однако сдерживающим фактором здесь опять же выступает строительство судов, которое пока ограничено одной верфью.