ООО «КонтейнерРемСервис» представил на Петербургском международном газовом форуме опытный образец танк-контейнера Т50 для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ). Образец был создан в сотрудничестве с НПК «Шельф», и, хотя окончательного решения о запуске в серийное производство пока нет, вполне может послужить «отправной точкой» для обеспечения заказчиков – крупных нефтяных компаний, танк-контейнерным парком для перевозки СУГ.
О разработке прототипа и создании опытного образца, технических характеристиках созданного Т50 и перспективах производства в интервью информационно-аналитическому агентству TCW рассказал в интервью Александр ГЛАЗУНОВ, директор ООО «КонтейнерРемСервис».
TCW: Александр Николаевич, на Петербургском международном газовом форуме Ваша компания представила опытный образец танк-контейнера Т50. Расскажите, как стала возможна реализация этого проекта, в сотрудничестве с какими компаниями велась эта работа?
Александр Глазунов: Я бы сказал, что этот проект во многом стал возможен благодаря нашему сотрудничеству как с производителями танк-контейнеров, так и с их потенциальными потребителями – нефтяными компаниями.
Дело в том, что «КонтейнерРемСервис» долгое время сотрудничает и является официальным дилером производственной группы компаний НПК «Шельф», располагающей собственными производственными мощностями в городе Шахты Ростовской области.
У обоих предприятий наработан принцип взаимодействия с системообразующими группами компаний с государственным участием – ПАО «Газпром» и ПАО «НК «Роснефть» – локомотивами российской экономики. Учитывая непростые внешнеполитические условия и санкционные факторы, влияющие на изменения внутреннего рынка в секторах изготовления, поставок, эксплуатации и обслуживания танк-контейнеров на территории нашей страны, президентом, правительством России и руководством государственных корпораций декларируется готовность стимулировать участников внутреннего рынка к
развитию внутреннего производства и импортозамещения.
В период дефицита специализированных танк-контейнеров и бурного роста потребностей в них со стороны отдельных отраслей мы решили заявить о возможности организации производства танк-контейнеров. Учитывая прогнозную потребность коллег ООО «Газпром гелий сервис», которое является структурным подразделением ПАО «Газпром» в такой таре, выбор пал на модель Т-50, предназначенную для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ).
TCW: Расскажите о разработке прототипа данного танк-контейнера. Каковы
основные конструкционные особенности данного образца, в том числе, с точки зрения импортозамещения?
А.Г.: К разработке прототипа мы приступили сразу после уточнения технического задания у потенциального эксплуатанта и утверждения партнерского соглашения.
Главной особенностью модели является его размер и объем перевозимого груза: танк-контейнер относится к 40-футовым и выглядит впечатляюще. Конструкторские решения позволили в полной мере реализовать поставленные задачи и удовлетворить требования потенциального заказчика.
При изготовлении нашего прототипа нам удалось на 100% соблюсти принцип импортозамещения – он полностью выполнен из комплектующих, изготовленных российскими производителями, включая донышки, предохранительную арматуру и средства измерения.
TCW: Когда вы анонсировали проект, проявили ли к нему интерес другие потенциальные пользователи Т50, кроме ваших основных заказчиков?
А.Г.: Да. Сразу после анонсирования к нам начали поступать обращения потенциальных заказчиков с просьбами ориентироваться и на их потребности перевозок и прорабатывать дополнительные возможности перевозки интересующих их видов грузов с последующим включением наименований в паспорт изделия.
TCW: Сколько времени продолжалась реализация проекта? Какие испытания проходил опытный образец?
А.Г.: Весь процесс проектирования, оформления конструкторской документации и постройки танк-контейнера занял около двух месяцев.
Прототип прошел все необходимые испытания, предусмотренные техническим контролем и правилами работы с сосудами под избыточным давлением. Результаты испытаний свидетельствуют, что образец Т50 полностью удовлетворяет требованиям Гостехнадзора. Сосуд с первого раза без нареканий выдержал суточное гидроиспытание давлением 22,5 атм. Было разработано подробное руководство по эксплуатации и паспорт сосуда, со всеми необходимыми техническими сопутствующими документами.
Также хотел бы отметить, что наше изделие построено в строгом соответствии с правилами постройки контейнеров Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) и в настоящее время производятся необходимые аттестации процессов и подтверждения компетенций. Это непростой, многоступенчатый и довольно длительный процесс, но наша производственная площадка обладает всеми необходимыми силами и средствами, техническими и кадровыми ресурсами, соответствует самым жестким требованиям для того, чтобы без особенных сложностей преодолеть этот путь.
TCW: Планируется ли запуск Т50 в серийное производство?
А.Г.: Решение об этом будет приниматься после прохождения всех необходимых формальностей и полного оформления изделия. Теоретически мощности позволяют создавать новые производственные процессы, но мы должны произвести анализ рынка, посмотреть реакцию на предложение.
Хочу сказать, что с точки зрения изготовления наша модель – не самая простая в исполнении среди всех моделей танк-контейнеров. Поэтому ее выбор и успешное завершение постройки – это своего рода наша декларация о намерениях и заявление о наших возможностях на рынке. Если от серьезных участников танк-контейнерных перевозок будут поступать запросы на производство других моделей, мы также проработаем варианты изготовления.
TCW: Какова стоимость изготовления опытного образца танк-контейнера и его цена для покупателя?
А.Г.: Этот вопрос интересует многих наших партнеров, но, к сожалению, я не имею возможности сейчас на него ответить. Это связано с тем, что постройка велась в рамках соглашений с предприятиями группы «Газпром», которые не предусматривают разглашение некоторых параметров взаимодействия, в том числе коммерческой информации. Могу лишь сказать, что его стоимость будет вполне рыночной, особенно учитывая, что он произведен полностью из российских материалов и весь доход от реализации остается во внутреннем экономическом контуре страны.
В наше непростое время окна возможностей не только закрываются, но и открываются в разных секторах экономики: спрос на разные группы товаров меняется, и мы готовы меняться вместе с ним. Мы ориентируемся на движение вперед и развитие и приглашаем к партнерству всех заинтересованных людей из различных структур для реализации совместных проектов.
ПМГФ-2022
XI Петербургский международный газовый форум (ПМГФ-2022), участниками которого стали в том числе ООО «КонтейнерРемСервис» и Tank Container World, состоялся в КВЦ «Экспофорум» 13-16 сентября.
Как отмечают организаторы, в этом году во главу этого знакового для нефтегазовой отрасли мероприятия был поставлен актуальный вопрос: как прогнозировать отраслевые возможности в ситуации крайней неопределенности? В результате тема формирования стратегий прошла «красной нитью» практически через все мероприятия форума.
На форуме широко обсуждалось импортозамещение в нефтегазовой промышленности. Хоть эта тема присутствовала в основной повестке ПМГФ и в предыдущие годы, но сегодня, в условиях усиления санкционного давления, она оказалась как никогда актуальной. У участников форума была уникальная возможность увидеть новинки импортозамещения, одной из которых как раз является танк-контейнер Т50.
Освещение получили и другие темы – экологическая повестка, планирование технологических разработок с использованием искусственного интеллекта, вопросы работы с персоналом. Были рассмотрены вопросы добычи газа в Арктике и подземного хранения газа. Наконец, главным событием форума стало пленарное заседание «Газовая отрасль России: приоритеты развития в новых условиях» с участием представителей крупнейших нефтегазовых компаний.
В отличие от прошлого форума, который в условиях ковидных ограничений проходил в гибридном формате, в этом году мероприятие вернулось к формату офлайн-встреч и характеру живой дискуссионной насыщенности.
В 2022 году на площадках ПМГФ работали более 40 делегаций и представителей газовой отрасли из 22 стран мира, в том числе Алжира, Мозамбика, Нигерии, Камеруна, Южной Кореи, США, Нидерландов, Австрии, Сербии и Ирана. Деловая программа форума включала в себя 19 тематических направлений и более чем 80 мероприятий.
«В этом году газовый форум действительно собрал на своей площадке большое количество компаний, многие из которых предложили свои решения по импортозамещению, что в наше санкционное время и время максимального давления на промышленность России вселяет большой оптимизм. Видно, что компании ориентированы на дальнейшее развитие газовой отрасли – они предлагают новые решения и стараются в максимально сжатые сроки создать эффективное оборудование, внедрение которого принесет пользу и успехи развитию всей отечественной газовой промышленности. В целом мероприятие показало высокий уровень организации и эффективность диалогов и дискуссий, которые были на площадке форума», – поделился своими впечатлениями после посещения форума Кирилл Болтаев, генеральный директор TCW.