С точки зрения страхования перевозка опасного груза в танк-контейнерах не может быть приравнена к стандартной контейнерной перевозке. Специфика этого процесса и конструктивные особенности самого танк-контейнера делают последний буквально бомбой замедленного действия, где детонатором может послужить любая рядовая ошибка, а это, в свою очередь, может привести к финансовой катастрофе.
О том, какие риски характерны для танк-контейнерных перевозок грузов, как их минимизировать и застраховать, какие проблемы присущи российскому рынку страхования данного сегмента и как может помочь международный опыт, TCW рассказали Кирилл БЕРЁЗОВ (слева), управляющий директор, и Владислав КУЗНЕЦОВ, андеррайтер (страхование КАСКО подвижного состава и перевозочного оборудования) ООО «Панди Транс» — представительства TT Club Mutual Insurance Ltd в странах СНГ и Балтии.
TCW: Что такое танк-контейнерные перевозки с точки зрения страхования: особая категория или часть стандартных контейнерных перевозок?
Кирилл Березов: Главная ошибка при проведении страховых операций с танк-контейнерами как раз заключается в их восприятии как стандартных Cargo Transport Unit (CTU), где риск определяется стоимостью груза в железном «черном ящике», а также вероятностью наступления и масштабом инцидента.
Сегодня мировой парк танк-контейнеров насчитывает около 680 тысяч единиц, а это всего 2,8% от парка стандартных контейнеров. С точки зрения статистики это значит, что происшествий с танк-контейнерами тоже происходит на порядок меньше и они гораздо менее масштабны — в данном случае мы не имеем дело с такими катастрофами, как землетрясение на Гаити, цунами с Фукусимой, взрывы в Танцзине и Бейруте или морские инциденты типа MSC Flaminia или MOL Comfort с единовременной утратой тысяч контейнеров.
Владислав Кузнецов: При этом специфика танк-контейнера и связанных с ним операций, а также характерные особенности перевозимых грузов делают этот объект буквально сосредоточием рисков. При определенных условиях танк-контейнер может стать настоящей бомбой замедленного действия, а детонатором может послужить любое незначительное отступление от протокола или рядовая ошибка. Именно поэтому нельзя воспринимать танк-контейнер и риски, связанные с его эксплуатацией, так же, как стандартный контейнер.
TCW: С какими рисками связаны перевозки в танк-контейнерах для оператора?
К.Б.: В первую очередь речь идет о технических и технологических рисках, которые определяются состоянием оборудования и качеством его обслуживания, о человеческом факторе и случайных событиях. К основным рискам при перевозках в танк-контейнерах можно отнести загрязнение, ошибки в процессе очистки резервуара или подогрева груза, ущерб третьим лицам и сопутствующие расходы. Но с точки зрения финансовых потерь главный риск для оператора — это не утрата или протечка отдельной «бочки», а гибель партии груза или оборудования в результате сложной цепочки ошибок на разных этапах перевозки.
В.К.: Хотел бы проиллюстрировать это примером из практики. Компания — страхователь ТТ Клуба получила от нового заказчика запрос на партию опасного химического груза и произвела его доставку в танк-контейнерах. Но при приеме груза возник спор по поводу его качества и заказчик отказался от его получения. Из-за этого десятки танк-контейнеров простояли заполненными в течение нескольких месяцев, и оператор понес значительные расходы на хранение и демередж танк-контейнеров. Но это еще не все: в процессе длительного хранения груз привел к коррозионному повреждению резервуаров танк-контейнеров, а сам утратил свои свойства и по этой причине уже не мог быть реализован и подлежал скорейшему и дорогостоящему уничтожению.
Оператор не смог взыскать эти убытки с заказчика из-за сложной цепочки договорных отношений поставщиков и отсутствия у них достаточных активов и понес их самостоятельно. Этот случай показывает, что ситуация, которая была бы тривиальной для стандартной контейнерной перевозки, при перевозке опасного груза в танк-контейнерах может обернуться финансовой катастрофой.
TCW: Какие виды страхования перевозок наиболее актуальны для оператора танк-контейнеров? Чем определяются требования к страхованию?
В.К.: Безусловно, лучшим решением для оператора будет комплексное страхование, которое не оставляет места для «провала», крупного убытка. В зависимости от требований лизингового договора, кроме традиционного страхования самих танк-контейнеров как «железа» (Casco Insurance), полис может дополняться страхованием гражданской ответственности перед третьими лицами (Third Party Liability Insurance или TPL), иногда на миллионы долларов.
К.Б.: Требования к страхованию оператора могут предъявить и его клиенты. Это ответственность за сам груз и косвенные убытки, связанные с его утратой или повреждением, а также чисто финансовые потери клиента из-за ошибок работников и агентов оператора при выполнении взятых на себя обязательств.
Следует учитывать и требования, предъявляемые к перевозке таможней и другими госорганами. Эти требования связаны с особенностями перевозки (разрешения, перевесы на ось), безопасностью труда, антитерроризмом и, конечно, экологией.
Есть и другие факторы: расходы, понесенные в целях снижения размера и предотвращения эскалации убытка, по расследованию и защите интересов страхователя, по утилизации груза, очистке от загрязнения, по пересылке неправильно засланного груза и завершению перевозки, если субподрядчик оператора, например, не может расплатиться с долгами.
Отдельно можно выделить страхование таких рисков, как отказ грузополучателя от груза, военные и забастовочные риски (включая пиратство и терроризм), конфискация застрахованных танк-контейнеров, злоумышленные и небрежные действия служащих и агентов, а также общую аварию.
Сами грузы обычно страхуются грузовладельцами или не страхуются вообще (например, при их невысокой инвойсной цене при больших объемах перевозок), но бывают случаи, когда заказчики поручают оператору страхование грузов (Cargo Insurance).
TCW: Каковы основные пути минимизации рисков при организации перевозок в танк-контейнерах?
К.Б.: В первую очередь необходимо отладить бизнес-процессы на стороне оператора и требовать от всех исполнителей их строжайшего исполнения. Важно инструктировать и проверять субподрядчиков, проверять всех контрагентов. Мы часто сталкиваемся с тем, что операции наподобие портового экспедирования, которые на первый взгляд кажутся очень простыми, на деле обрастают подробностями, которые делают логистическую, а тем более страховую задачу практически нерешаемой — по крайней мере, за разумные деньги.
Для каждого этапа перевозки должны быть инструкции и протоколы. Например, перед загрузкой нового груза оператору необходимо убедиться, что последний из перевозимых грузов был полностью удален из танк-контейнера, и тщательно свериться со списком запрещенных к перевозке веществ. Надо учитывать, что транспортировка многих продуктов требует дополнительной очистки, включая замену загрязненных уплотнений и прокладок. Планируя перевозку, необходимо заранее найти подходящую станцию очистки и оценить риски, связанные с транспортировкой туда «грязного» танк-контейнера. Помимо выбора подходящей станции очистки последней потребуются идентификация перевезенных ранее грузов и инструкции по очистке с учетом будущего использования этого танк-контейнера.
TCW: Какие проблемы страхования перевозок в танк-контейнерах вы сегодня видите на российском страховом рынке?
К.Б.: Главный бич российских страховщиков — это отсутствие «контейнерных» правил, поименованные риски, большое количество исключений и обвинительный уклон. Это особенно актуально при работе с опасными грузами. Плюс весьма трудоемкий процесс учета застрахованного имущества, определения страховых сумм и предоставления иной материальной информации.
Увы, до сих пор вопрос ответственности решается путем предоставления формальной бумаги (под тендер, контракт или клиента) или страхованием грузов и, как следствие, заканчивается «ловушкой» двойного страхования. А самое главное — это процедура страховых выплат, когда к исключениям из покрытия добавляются требования по сбору огромного количества документов, зачастую в оригиналах, и выполнение условий типа проведения экспертизы, эвакуации и очистки за свой счет, если случай не признан страховым.
Пока на российском рынке отношение ко всему, что связано с реальными рисками перевозок опасных грузов, мягко говоря, настороженное.
TCW: В чем особенности вашего подхода к страхованию перевозок в танк-контейнерах?
К.Б.: Первый вопрос, который мы задаем страхователю, — имеются ли у него опыт, специалисты и необходимая сертификация для работы с опасными грузами. Затем внимательно изучаем «физику процесса», а именно классы опасности грузов и технологию их перевозки, включая очистку и подогрев, используемое оборудование, а также заключенные договоры на предмет их выполнимости и избыточной ответственности. Стандартно мы исключаем перевозки грузов классов опасности 1, 2, 4, 7, 9 в соответствии с классификацией договора ADR, если нет острой необходимости и убедительных доказательств от страхователя. Смотрим на субподрядчиков и их страхование.
Большое значение мы придаем аккумуляции риска — максимальной ответственности на одном транспортном средстве (судне) или локации (депо, терминале). Мы учитываем, что даже при требовании заказчика или лизинговой компании застраховать все с многомиллионными лимитами реальная ответственность оператора как по применимым международным конвенциям, так и по физическим параметрам или по договору может быть существенно ограничена.
TCW: В заключение приведите, пожалуйста, примеры из практики по наступлению страховых случаев в области танк-контейнерных перевозок.
В.К.: Приведу примеры случаев, связанных со страхованием ответственности операторов танк-контейнеров, чтобы показать возможный масштаб ущерба в результате, казалось бы, незначительных ошибок.
Водитель при сливе из танк-контейнера на рампе крупнейшего производителя бытовой химии решил ускорить этот монотонный процесс и стал подгонять концентрат в резервуар грязной доской. В результате огромное производство было остановлено, а претензия оператору составила почти 5 млн евро.
Другой пример страхового случая связан с последствиями технической ошибки, которая привела к перегреву контейнера. Из-за некорректной работы датчиков температуры танк-контейнер продолжал нагреваться после завершения подогрева груза. По окончании работ депо было закрыто, а на следующий день произошел взрыв, в результате которого были серьезно повреждены восемь соседних танк-контейнеров и само здание. Причиной инцидента предположительно стала неисправность клапана давления. К счастью, был выходной день, и никто из людей не пострадал. Сумма претензии составила около 1 млн долларов.
Если говорить о самых распространенных причинах утраты танк-контейнеров, то это неправильная подача цистерны под загрузку агрессивной химией, коррозия внутренней колбы, подача танк-контейнера без перегородок при заезде на территорию разгрузки под резким углом, волновой удар и в результате переворот цистерны вместе с платформой на бетонный блок и пролив опасного груза, не открытый вовремя воздушный клапан при разгрузке, ставший причиной избыточного давления и смятия цистерны. Были случаи, когда при перевозке битума или смолы операторы забывали подключить танк-контейнер для поддержания заданной температуры, из-за чего содержимое затвердевало в камень и танк-контейнер был признан полностью погибшим. Наконец, при перевозке железнодорожным транспортом нередки банальные кражи термометра и крышки, закрывающей донный клапан.
О компании
TT Club Mutual Insurance Ltd. (ТТ Клуб) – признанный мировой лидер в области страхования международного транспорта и логистики. Созданный транспортными компаниями в 1968 году, сегодня Клуб имеет страхователей в 150 странах мира, страхует 80% мирового парка контейнеров и 50% рынка танк-контейнеров, 18 из 20 крупнейших морских линий, 46 из 100 крупнейших портов мира и более тысячи глобальных транспортных операторов.
ТТ Клуб предоставляет комплексное страхование транспортных и логистических рисков, включающее в себя страхование ответственности транспортных операторов (портов, терминалов, экспедиторов, перевозчиков, складских комплексов, морских и железнодорожных операторов), перевозочного и погрузочного оборудования, имущества, ошибок и упущений сотрудников, а также перерывов в производстве и других сопутствующих процессам рисков.
Только за последний год ТТ Клуб провел ряд вебинаров по страхованию перевозок в танк-контейнерах, опубликовал серию статей, а также подробные инструкции «Управление рисками в цепочке поставок с использованием танк-контейнеров» и «Танки и риски замкнутого пространства». Они содержат детальные инструкции и чек-листы для специалистов операторов танк-контейнеров.
С 1993 года официальным сетевым партнером и корреспондентом ТТ Клуба на территории России, стран СНГ и Балтии является ООО «Панди Транс» (Panditrans).