Важную роль в развитии рынка перевозок грузов в танк-контейнерах играет их должное сервисное обслуживание, в том числе подготовка при смене перевозимого груза, ремонты, связанные с повреждением несущих конструкций рамы и коррозией сосудов, своевременное переосвидетельствование. Невозможность осуществить эти действия качественно и оперативно часто становится фактором, сдерживающим развитие региональных танк-контейнерных грузопотоков.
Такая ситуация до недавнего времени была типична и для Тульской области, где основной предпосылкой роста танк-контейнерных перевозок выступает высокая концентрация предприятий химической промышленности.
Но сегодня ситуация радикально меняется: в регионе создается крупнейший комплекс по ремонту и обслуживанию танк-контейнеров, который будет включать в себя практически все виды необходимых услуг.
Производственная необходимость
На фоне соседних регионов средней части России Тульская область заметно выделяется концентрацией промышленности, в частности, химическими производствами.
Здесь расположены АО «НАК «Азот» – одно из крупнейших химических предприятий России, входящее в состав холдинга «ЕвроХим» (выпускаемая продукция: аммиак, азотные удобрения, метанол), ОАО ОХК «Щекиноазот» (капролактам, метанол, сульфат аммония, серная кислота, двуокись углерода, бытовая химия), ОАО «Химволокно» в г. Щёкино (производство синтетических нитей, волокон и кордных тканей), ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука» (синтетические каучуки, смолы, латексы, полимеры и другие исходные вещества и полупродукты).
Дополнительный импульс развитию химической и других отраслей промышленности региона дает созданная в 2016 году особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Узловая» на территории муниципального образования Узловский район.
На территории ОЭЗ действуют беспрецедентные льготы: налог на прибыль для резидентов составляет на первые 10 лет 2%, от 11 до 15 лет – 7%, после 15 лет – 15,5% (стандартный налог – 20%). Также на территории ОЭЗ действуют нулевые таможенные пошлины.
ОЭЗ располагается на площади 471 га, ее специализацию определяют инвестиционные проекты в нескольких отраслях, включая химическую.
В целом концентрация химических производств и растущие объемы производства химической продукции в Тульской области обуславливают рост объемов перевозок химических грузов в танк-контейнерах.
«Действительно, мы наблюдаем, что в последние годы компании-операторы неуклонно увеличивают долю перевозок в танк-контейнерах. Однако одной из основных причин, сдерживающих динамичное развитие этих перевозок, является отсутствие региональных танк-контейнерных депо, позволяющих оперативно осуществлять ремонт танк-контейнеров, их промывку и своевременное переосвидетельствование», – говорит Галина Шведова, генеральный директор ООО «СинМар» – компании, которая уже зарекомендовала себя среди основных участников рынка транспортно-экспедиторских услуг.
Чтобы ликвидировать этот сдерживающий фактор и дать новый импульс развитию региональных танк-контейнерных перевозок, было принято решение по строительству комплекса, который в дальнейшем будет наращивать объемы по производству уже оказываемых видов услуг, среди которых:
- пропарка и промывка танк-контейнеров;
- ремонт запорно-предохранительной арматуры;
- текущий ремонт танк-контейнеров;
- устранение коррозионных повреждений;
- ремонт рамы контейнера;
- текущий ремонт 20-40-футовых универсальных контейнеров;
- хранение танк-контейнеров;
- разогрев продукта и его подготовка к сливу;
- проведение периодического освидетельствования танк-контейнеров.
В настоящее время перечисленные услуги предоставляются в депо «СинМар», расположенном на ст. Сборная Угольная г. Новомосковск, в дальнейшем планируется оказывать эти услуги на новом терминале на ст. Промгипсовая.
Помимо приведенных в списке услуг в новом депо будет осуществляться хранение танк-контейнеров с опасным грузом, частичная и полная покраска контейнеров; терминальные и транспортные услуги.
Комплекс по потребностям
Выбор локации нового терминала обусловлен расположением терминала в динамично развивающемся Тульском регионе с благоприятным инвестиционным климатом (близостью к ОЭЗ ППТ «Узловая») и удобным транспортным положением – соседством с автотрассами М4 «Дон» и М2 «Крым» и примыканием к развитой железнодорожной станции Промгипсовая (Московская железная дорога).
В радиусе 20 км расположены несколько крупных предприятий – «НАК «Азот», «Полипласт», Haval, P&G, Knauf, «Оргсинтез», при этом расположение терминала позволяет исключить транзитное движение большегрузного транспорта через г. Новомосковск.
Многофункциональный терминально-складской комплекс ООО «СинМар» будет включать следующие объекты с доступной мощностью электроснабжения 1,1 МВт:
- цех по ремонту и обслуживанию контейнеров;
- контейнерная площадка (800 TEU);
- зона хранения контейнеров с опасными грузами 2-8 класса опасности;
- площадка для разогрева грузов в танк-контейнерах;
- подключение и хранение рефконтейнеров;
- площадка для погрузки негабаритных грузов;
- открытая площадка для хранения инертных грузов.
Комплекс депо по ремонту танк-контейнеров сможет производить все виды ремонта, которые будут осуществляться под надзором Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС).
Производственные площади, оснащенные всем необходимым оборудованием для проведения ремонтов, включая оборудование для подъема контейнеров и их перемещения внутри цеха передвижным краном с двумя электрическими талями, будут дополнительно увеличены в производительности до 10 постов и цехом подготовки и покраски контейнеров.
Для проведения погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки танк-контейнеров внутри терминала предусмотрены кран, автопогрузчик (типа кальмар) и автомобильные тягачи.
Промывка, пропарка и освидетельствование
Процесс увеличения объемов перевозок продуктов нефтехимии в танк-контейнерах сопровождается и увеличением доли продуктов, оказывающих негативное воздействие на состояние их сосудов и сложно поддающихся очистке.
Сегодня в России функционирует очень ограниченное количество промывочно-пропарочных комплексов (ППК), готовых быстро и качественно выполнять такие виды работ, в том числе связанных с утилизацией остатков продуктов.
Для решения таких задач и планируется привлечение ППК контрагентов вблизи железнодорожной станции Промгипсовая, располагающими собственными очистными сооружениями, которые позволяют принимать промывные воды и обеспечивать их полную изоляцию от окружающей среды, тем самым организовать производство на уровне предъявляемых законодательством норм и требований.
В перспективе в состав работ, проводимых ППК, планируется включить подготовку и дегазацию газовых танк-контейнеров и цистерн, что актуально для данного региона, поскольку ближайшая дегазация контейнеров-цистерн в настоящее время может быть проведена только в Самарской области.
Данный проект по созданию единого комплекса в пределах одной железнодорожнойстанции с целью подготовки (промывки и дегазации), технического обслуживания и ремонта танк-контейнеров, включая проведение периодического их освидетельствования, даст возможность заказчикам обращаться в одно окно.
С учетом уже имеющегося опыта работы, расширения в ближайшей перспективепроизводственных возможностей, привлечения новых технологий промывки и ремонта танк-контейнеров, увеличения перечня оказываемых услуг создаваемого комплекса, в том числе с выдачей международных образцов документов компанией Bureau Veritas, комплекс ООО «СинМар» займет одно из лидирующих мест не только в Тульской области, но и на российском рынке.
ООО «СинМар» с 2000 года является одним из ведущих участников российского рынка логистических услуг и входит в число крупных российских экспедиторов грузовых перевозок во внутреннем и внешнем сообщениях и выступает как стратегический партнер многих ключевых международных и российских компаний. Является действующим членом Ассоциации Российских Экспедиторов (АРЭ).
Компания осуществляет автомобильные и железнодорожные (1200 ТEU в месяц) перевозки грузов по более чем 50 маршрутам, включая перевозки в танк-контейнерах, а также полный спектр услуг по сопровождению грузов на всех этапах перевозки.