Участвуйте в отраслевом голосовании

НОВЫЕ СТРАХОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ТАНК-КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

НОВЫЕ СТРАХОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ТАНК-КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Пандемия и связанные с ней ограничения больно «ударили» по клиентам страховых компаний, в том числе перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам. Но эти условия одновременно стали стимулом к тому, чтобы страховщик мог предложить компаниям транспортные отрасли новые страховые продукты, актуализировать условия страхования, сделать процессы оформления страховки и выплаты страховой премии более удобными.

Компания «Ингосстрах» – одна из крупнейших российских страховых компаний, лидер российского рынка по страхованию ответственности перевозчиков и экспедиторов –успешно справилась с этими задачами, что подтверждается появлением новых клиентов, ростом объемов страхования, развитием страховых продуктов.

О том, как вслед за транспортным рынком меняется рынок страховых услуг, какие виды страхования наиболее востребованы со стороны игроков этого рынка, об основных рисках танк-контейнерных перевозок, возможностях их страхования, об уникальных страховых продуктов СПАО «Ингосстрах», разработанных для перевозчиков и экспедиторов, цифровизации, онлайн-услугах и других аспектах развития компании TCW рассказал директор департамента корпоративного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Дмитрий МЕЛЕХИН.

ПАНДЕМИЯ

Как, по Вашим наблюдениям, трансформировался российский рынок страховых услуг в период пандемии и ее ограничений? Как менялись страховые потребности клиентов и как это отразилось на работе страховых компаний?

Дмитрий МЕЛЕХИН

Безусловно, пандемия оказала влияние и на страховой бизнес, но несмотря на ограничения и снижение экономической активности, по итогам 2020 года страховому рынку удалось продемонстрировать прирост в 3,9%.

Косвенным фактором влияния пандемии на страховую отрасль стал рост сегментов страхования, связанных с кредитованием, из-за снижения регулятором ключевой ставки до 4,25% летом в период нестабильности. Снижение ключевой ставки также повлияло на рост спроса на альтернативные источники сбережений – продукты страхования жизни: по итогам 2020 года страховые премии по накопительному страхованию жизни, по данным ассоциации страховщиков жизни, увеличились на 24%.

Другими драйверами, обеспечившими больше четверти прироста рынка по результатам года, стали корпоративные виды бизнеса: страхование имущества юридических лиц, сельскохозяйственное страхование, страхование железнодорожного, водного, воздушного транспорта и прочей ответственности.

Отрицательную динамику в корпоративных видах страхования показали сегменты страхования грузов, опасных производственных объектов (ОПО) и обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Также отрицательную динамику по результатам года показал сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС), страховые премии по которому сократились на 2%. Самое резкое падение сборов было зафиксировано в сегменте страхования выезжающих за рубеж, что было связано с серьезными ограничениями туристического потока и установленными запретами на выезд за рубеж.

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Как пандемия отразилась на сегменте страхования грузовых перевозок? С какими основными проблемами пришлось столкнуться и как они решались?

Пандемия сильно «ударила» по нашим клиентам – грузовладельцам, перевозчикам и экспедиторам. Закрытие границ и применение карантинных мер привело к значительному снижению общего грузопотока. Рост цен на топливо, ужесточение таможенного регулирования и падение курса рубля заставили всех считать деньги. В результате конкуренция на рынке стала еще жестче, а убыточность увеличилась. Безусловно, «Ингосстрах» делал все возможное, чтобы поддержать своих клиентов в период пандемии: мы увеличили период отсрочки и рассрочки платежей по договорам страхования, упростили процессы заключения договора и процесса заявления и урегулирования убытков, предоставили страхователям возможность оплачивать страховую премию онлайн на внешнем сайте компании.

В целом «Ингосстрах» с успехом прошел этот сложный период. Мы пополнили свой портфель новыми клиентами и возобновили отношения с крупными грузоперевозчиками, с которым сотрудничали ранее. В прошедшем году в нашей компании увеличились объемы по страхованию насыпных и наливных грузов. Возросла доля бизнеса в сегменте внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Кроме того, последствия пандемии ускорили процессы по созданию личного кабинета для клиентов по страхованию грузов и ответственности грузовых перевозчиков и экспедиторов. Теперь наши страхователи могут самостоятельно в режиме 24/7 декларировать свои отправки, изменять список транспортных средств, проверять привлекаемых перевозчиков и оформлять все необходимые документы в режиме онлайн.

№1

В прессе не раз заявлялось, что «Ингосстрах» стремится быть №1 среди страховых компаний России по развитию цифровизации. Что было сделано за последнее время, что это дало компании и ее клиентам?

Действительно, «Ингосстрах» занимает лидирующие позиции среди российских страховщиков в сегменте онлайн-страхования. Сейчас наша основная задача – удержать данные позиции.

В настоящий момент на сайте компании можно купить 11 страховых продуктов – это самая широкая линейка страховых онлайн-услуг на российском рынке. Многие продукты клиенты могут самостоятельно под себя кастомизировать, выбирать условия и различные опции, тем самым влияя на цену продукта. Также «Ингосстрах» активно развивает цифровой маркетинг для продвижения своих продуктов до конечных покупателей, ведь зачастую люди не знают, что есть простые страховые продукты с понятным набором рисков и доступной стоимостью.

ИНТЕРНЕТ

Считается, что пандемия значительно усилила тренд на «уход» продаж в Интернет. Насколько выросла доступность приобретения страховых продуктов «Ингосстраха» для бизнеса, в том числе сложных, через удаленные каналы?

Пандемия действительно усилила тренд на переход продаж в Интернет, это мы видим по росту количества посетителей нашего сайта. Сейчас в режиме онлайн клиенты могут оставить заявку на заключение или на продление договора страхования, получить расчет страховой премии, а также приобрести коробочные продукты. Также мы предложили своим клиентам по сложным продуктам, которые требуют серьезного андеррайтинга, заполнение заявления на страхование в онлайн-формате, что значительно упрощает процедуру заполнения и сокращает время котирования риска.

РИСКИ

Какие основные риски возникают при перевозках грузов (включая грузы повышенной категории опасности) в танк-контейнерах и какие из них могут быть застрахованы? В чем состоят особенности данного сегмента перевозок с точки зрения основных рисков, сроков, стоимости, особенностей страховых продуктов?

Статистика убытков по танк-контейнерам не является публичной, поэтому владельцы и страховщики вынуждены оценивать частоту и сумму убытков экспертным образом, опираясь на собственный опыт или опыт партнеров по бизнесу. Существует несколько типов рисков, разделим их на три группы.

Вторая группа – противоправные риски, которые включают в себя различного рода хищения деталей и/или навесного оборудования танк-контейнеров. Как показывает практика, чаще хищения происходят при железнодорожных перевозках.

Третья группа – технологические риски. Это ошибки при эксплуатации и обслуживании танк-контейнеров. Например, повреждение колбы при неправильных манипуляциях, при сливе-наливе продукта также может привести к гибели самой колбы, и танк-контейнер может потерять свои эксплуатационные свойства.

Кроме того, никуда не деваются такие классические риски, как пожар и стихийные бедствия.

Стоимость страхования будет зависеть от вида и географии перевозок, типа танк-контейнера, объема застрахованных рисков, франшиз и статистике убытков по парку танк-контейнеров. Для корректной тарификации целесообразно проведение предстрахового осмотра независимым экспертом или представителем страховщика, но существует препятствие к этому из-за неограниченной географии эксплуатации танк-контейнеров. В таких случаях можно использовать приложения для удаленных осмотров, которые пока не получили широкого распространения, но в дальнейшем ситуация может оперативно измениться.

ПРОДУКТ

Какие виды страхования и страховые продукты «Ингосстрах» может предложить сегодня для бизнеса перевозок грузов?

СПАО «Ингосстрах» – одна из крупнейших российских страховых компаний, лидер российского рынка по страхованию ответственности перевозчиков и экспедиторов, имеющая высокую финансовую устойчивость, что подтверждается высокими оценками рейтинговых агентств.

За последние годы перевозки в танк-контейнерах стали пользоваться все большей популярностью ввиду возможности их использования для перемещения широкой номенклатуры грузов и с применением различных видов транспорта, что позволяет сократить сроки транспортировки и обеспечить более высокую сохранность груза, так как при таких перевозках минимизируются манипуляции с самим грузом. Но нельзя забывать, что при любой перевозке существуют риски повреждения или даже гибели как контейнера, в котором перевозится груз, так и самого груза.

СПАО «Ингосстрах» предлагает различные варианты страхования ответственности при перевозках в танк-контейнерах любым видом транспорта с широким перечнем покрываемых рисков, которые могут защитить перевозчика и экспедитора от всех случайных и непредвиденных событий с грузом и контейнером во время его транспортировки. Учитывая потребности наших клиентов, а также особенности перевозки грузов в танк-контейнерах, мы разработали ряд уникальных страховых продуктов для перевозчиков и экспедиторов:

Во-первых, это страхование ответственности за утрату/повреждение или гибель контейнера. Продукт защищает перевозчика/экспедитора от претензий, связанных с утратой/гибелью или повреждением контейнера, в процессе его транспортировки (с грузом или без груза).

Во-вторых, страхование ответственности за утрату/гибель или повреждение груза. Этот продукт нацелен на защиту перевозчика и экспедитора от необходимости компенсировать стоимость груза, поврежденного в процессе его транспортировки.

В-третьих, страхование ответственности за причинение вреда грузом/контейнером имуществу, здоровью, жизни третьих лиц. Данный продукт обеспечивает страховой защитой перевозчика и экспедитора в случае причинения ущерба грузом или контейнером (гибель или повреждение имущества третьих лиц, в том числи вред окружающей среде; смерть или повреждение здоровья третьего лица).

Наконец, еще один страховой продукт, разработанный для перевозчиков и экспедиторов – страхование ответственности при перевозке опасных грузов. Этот продукт будет интересен транспортным компаниям, которые осуществляют транспортировку опасных грузов наземным транспортом (автомобильным и/или железнодорожным транспортом). По данному продукту может быть застрахована ответственность как за сам перевозимый груз, так и причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, а также вред окружающей среде в результате аварии.

МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ

Одна из особенностей перевозок грузов в танк-контейнерах заключается в мультимодальности. Как это отражается на особенностях страхования грузов и ГО перевозчиков и экспедиторов?

Груз в танк-контейнере можно перевозить разными видами транспорта, при этом он не требует перетарки при смене транспорта. Удобны для хранения как на оборудованных площадках, так и необорудованных.

Как и при любой перевозке, чем больше манипуляций с грузом, тем выше шанс внештатной ситуации, а значит выше вероятность наступления убытка.

ПОДХОД

В чем заключается декларируемый компанией «Ингосстрах» индивидуальный подход к каждому клиенту и как он реализуется применительно к клиентам сегмента грузоперевозок?

Компания «Ингосстрах» всегда уделяла особое внимание сервису и индивидуальному подходу к каждому страхователю. В настоящее время, когда IT-технологии выходят на первый план, невозможно представить бизнес-процесс без автоматизированных систем сопровождения бизнеса.

В компании «Ингосстрах» создан личный кабинет для страхования грузов, ответственности перевозчиков/экспедиторов и перевозчиков пассажиров. Также существует практика соединения с внутренней системой страхователей с использованием API – сервисам, которые позволяет автоматизировать процесс обмена информацией. Теперь заявление грузов на страхование и получение подтверждения со стороны страховщика занимает считанные секунды.

РЫНОК

Можно предположить, что линейка страховых продуктов, предлагаемых страховой компанией, не стоит на месте, а меняется в соответствии с потребностями клиентов. Иными словами, страхование трансформируется по мере трансформации бизнеса. Как выглядит этот процесс «изнутри» (по возможности приведите пример), каким образом изучаются эти потребности, какие специалисты для этого привлекаются?

Безусловно, «Ингосстрах» реагирует на потребности рынка и клиентов. Страховые продукты дополняются новыми рисками и сервисами, например, в продукт по страхованию имущества включен риск перерыва в производстве в случае пожара или залива, клиенту компенсируют недополученную прибыль, а также оплатят расходы по переезду в случае смены офиса.

Ряд продуктов дополняется возможностью ежемесячной рассрочки оплаты страховой премии. Часть клиентов также активно трансформируется, в связи с чем возникают потребности по увеличению скорости обмена данными, переходу на взаимодействие по API-сервисам, подключению корпоративных клиентов к личному кабинету. Такое взаимодействие невозможно без сильных ИТ команд и налаженных процессов интеграций. «Ингосстрах» в данном направлении является лидером цифровой трансформации в страховой отрасли, обладая компетенциями выявления новых потребностей клиентов и быстрой реализации необходимых решений.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Каковы планы «Ингосстраха» по дальнейшему развитию линейки страховых продуктов для бизнеса перевозок грузов, в том числе, в танк-контейнерах, на каких тенденциях развития отрасли они основаны?

Основные тенденции отрасли страхования грузов – это желание упростить и ускорить процесс взаимодействия со страховыми компаниями, как в части передачи объектов на страхование, так и процесс урегулирования убытков. Наша основная задача состоит в том, чтобы создать такую возможность, разработав коробочные продукты с определенным набором рисков, которые будут удовлетворять потребностям наших страхователей, и предоставив технические возможности для оперативного взаимодействия.

В ближайшее время будет запущен процесс разработки новых решений под конкретные задачи и потребности с фокусом именно на танк-контейнерные перевозки. С этой целью мы планируем организовать опрос, по результатам которого мы сможем лучше понять потребности нашей клиентской аудитории и запустить процесс создания новых продуктов.

Принять участие в опросе

ГОСТЬ

Дмитрий МЕЛЕХИН

Директор департамента корпоративного бизнеса СПАО «Ингосстрах»