Недоступный метанол

06 / 11 / 2020

Ежегодно в России производится примерно 4,5 млн тонн метанола (метилового спирта), из которых около 2 млн тонн отгружается на экспорт. Данный груз относится к третьему классу опасности, что предполагает возможность его транспортировки в танк-контейнерах. Но, несмотря на предложения танк-контейнерных операторов о предоставлении танк-контейнеров для метанола в аренду на выгодных условиях, данный сегмент рынка в России фактически отсутствует. TCW решил выяснить, что представляет собой рынок метанола и в чем причины его недоступности для перевозки в танк-контейнерах.

Галина Музлова



Замедление роста

Если за последние 10 лет мировой рынок метанола рос в среднем на 6,5% в год, вдвое превышая динамику мирового ВВП, то текущее состояние этого рынка международные эксперты характеризуют словом «понижательный». «Восстановление рынка до «предковидных» объемов возможно только к 2025 году, при этом нельзя исключать, что до этих объемов спрос и вовсе никогда не восстановится», — отметил Дейв МакКаскилл, вице-президент Argus, выступая на онлайн-конференции Argus «Нефтегазохимия-2020: СНГ и глобальные рынки», состоявшейся 2 октября 2020 года. По его словам, при любом сценарии развития отрасли придется столкнуться с расширением мощностей, которое будет превышать спрос, то есть рынок будет профицитным. Особенно заметно будет происходить снижение потребления метанола в Европе, соответственно, будет ужесточаться конкуренция среди поставщиков данной продукции в этот регион. «Мы наблюдаем сдвиг предложения в Китай, соответственно, и новые мощности будут ориентироваться на китайский рынок», — сказал Дейв МакКаскилл.

Надежды на расширение мирового спроса на метанол связаны разве что с сегментом бункерного топлива. По словам Кристофера Чаттертона, главного операционного директора The Methanol Institute, в настоящее время IMO работает над внедрением метанола как отдельного вида бункерного топлива, предполагаемый объем рынка составит около 350 тыс. тонн.

В свою очередь, Дейв МакКаскилл напомнил, что около половины производимого мирового объема метанола имеет привязку к цене на нефть, а прогнозы этого показателя нельзя назвать оптимистичными.

Следовательно, цены на метанол в обозримом будущем тоже будут низкими.





Мимо танк-контейнеров

«По моим данным, метанол в танк-контейнерах никто не возит и возить не планирует, так как это не имеет экономического смысла», — сказал нам Василий Михайлов (трейдер «Метафракс Трейдинг Интернешнл»), когда мы после конференции связались с ним для обсуждения вопросов по профилю TCW.

«Это связано с тем, что метанол, во-первых, низкоплотный товар (его плотность составляет 0,792), во-вторых, товар с низкой ценностью — его рыночная стоимость колеблется от 150 до 350 евро за тонну, это примерно треть от стоимости продуктов, регулярно перевозимых в танк-контейнерах. В случае с метанолом стоимость его транспортировки в танк-контейнере оказывается выше стоимости его самого, соответственно, это невыгодно», — отметил эксперт. Также он добавил, что это весьма привередливый товар с точки зрения чистоты тары, что требует тщательной промывки танк-контейнера перед его погрузкой, а это тоже дополнительные расходы.

Еще один аргумент — максимально возможный объем перевозки. Если в вагон-цистерну с увеличенным размером котла можно погрузить 63 тонны метанола, то при погрузке на одну платформу двух танк-контейнеров этот вес не превысит 40 тонн. Возможно, там, где нет железной дороги, был бы смысл перевозить танк-контейнеры с метанолом автотранспортом, но в условиях ограничения загрузки грузовика 20 тонн, возможный радиус доставки крайне ограничен.

Следующий фактор — ставки аренды танк-контейнеров и необходимость их возврата в ту или иную точку: «Каждый производитель метанола сегодня управляет собственным парком вагонов-цистерн. В России свободный рынок этих цистерн практически отсутствует, а все собственники очень трепетно относятся к своему парку, поддерживают его в надлежащем состоянии и следят, чтобы не было дефицита, размещая заказы на новые цистерны на годы вперед».

По словам спикера, все факторы в совокупности дают полное отсутствие возможности использовать танк-контейнеры для перевозки метанола, а предложения отдельных операторов о готовности предоставить парк танк-контейнеров на выгодных условиях для перевозки этого продукта можно отнести на счет профицитности этого рынка и попыток поиска новых возможностей со стороны операторов: «Мы регулярно слышим предложения о срочной аренде танк-контейнеров по выгодным ставкам, но понимаем, что нам это не может принести никакой добавленной стоимости даже с учетом супердисконта».

Со своей стороны TCW пообщался с представителями операторов, предлагающих танк-контейнеры для перевозки метанола. Нам подтвердили, что спроса на танк-контейнеры для перевозки этого груза нет, что связано в том числе и с тем, что «наш метанол в Европе никому не нужен». С другой стороны, если спрос рождает предложение, то ведь возможен и обратный процесс, пусть даже в небольшом сегменте?..