МТК «СЕВЕР–ЮГ»: ВОЗМОЖНОСТИ И «УЗКИЕ МЕСТА»

22 / 10 / 2022

Перестройка логистики экспортно-импортных грузопотоков с учетом новых геополитических реалий все чаще связывается с развитием международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». В составе данного МТК выделяется три маршрута – западный, транскаспийский и восточный, для каждого из которых характерны свои особенности доставки грузов и «узкие места».
Сегодня для экспортно-импортных перевозок ряда грузов данный МТК видится безальтернативным, к тому же он имеет преимущества по скорости доставки по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, поэтому развитие данного коридора и расшивка «узких мест» представляется актуальной задачей, которая поэтапно решается.


Аналитическая служба TCW

Ключевые точки, маршруты, сроки доставки грузов

Основная цель развития МТК «Север-Юг» заключается в обслуживании внешней торговли России со странами Закавказья, Каспийского региона, Ирана, государствами Южной Азии и Персидского залива.
Ключевые точки маршрутов на территории России для зерновых грузов находятся на юге нашей страны и в Поволжье, для промышленных грузов – в Челябинской и Свердловской областях, для угля – в Кемеровской области, для минеральных удобрений – в Пермском крае, для контейнеров – в Москве и Санкт-Петербурге, а также прилегающих к ним регионах.

Ключевыми точками маршрутов являются порты, а также железнодорожная и автодорожная сети на территории Ирана, конечными точками – морские порты государств Южной Азии и Персидского залива.

В составе МТК выделяются три маршрута:

  • западный – через Азербайджан железнодорожным и автомобильным транспортом;
  • транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом из портов Астрахань, Оля, Махачкала в иранские порты Бендер-Энзели и Бендер-Амирабад;
  • восточный – через Казахстан и Туркменистан железнодорожным транспортом.

Сроки доставки грузов из Индии в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север-Юг» могут составлять 18-30 суток в зависимости от маршрута, что быстрее по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал (30-45 суток).
Существующий грузопоток по МТК состоит из грузов в/из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана. Основу грузов из России составляют зерно (54%) и лесные грузы. Основу грузов в Россию составляют продукты растительного происхождения (56%), а также цемент и строительные грузы.
По оценке Иранской стороны, годовой потенциал перевозок по всем маршрутам МТК «Север – Юг» при условии снятия инфраструктурных ограничений составляет 10 млн тонн.

«Узкие места»
«Узкими местами» для всех маршрутов МТК являются отсутствие терминалов в портах и транспортно-логистических центов (ТЛЦ), которые контролировались бы российскими компаниями на территории Ирана.

К числу проблемных мест для западного маршрута относятся отсутствие соединения линии «Решт – Астара» на территории Ирана, для транскаспийского маршрута – отсутствие линейного мультимодального контейнерного сервиса, дефицит контейнеровозов, недостаточные глубины Волго-Каспийского судоходного канала; для восточного маршрута – высокий базовый уровень тарифов и недостаточная пропускная способность железнодорожных пунктов пропуска между Туркменией и Ираном.

Западный маршрут
По западному маршруту осуществляется основной объем перевозок грузов России с Азербайджаном, Грузией и Ираном, а в перспективе – с Турцией.

За 7 месяцев 2022 года через пограничный переход с Азербайджаном Самур-Ялама в сообщении с упомянутыми странами проследовало 3,8 млн тонн и 7,8 тыс. TEU, что на 45% и 105,5% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

В части развития инфраструктуры западного маршрута МТК «Север – Юг» ОАО «РЖД» осуществляет проект по переводу российского участка коридора Дербент – Самур – государственная граница на систему тяги переменного тока.

Реализация проекта позволит снизить затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, проведение сервисного обслуживания и ремонтов локомотивов, а также на простой поездов на станции Дербент при смене родов тока.
Ведется проработка проекта развития железнодорожного пункта пропуска Дербент, нацеленного на обеспечение гарантированного пропуска грузовых перевозок железнодорожным транспортом через пограничный переход Самур-Ялама в объеме до 15 млн тонн к 2025 году.
Проектом также предусмотрено строительство новой станции Самур-2 с обустройством необходимой инфраструктуры и в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации, что позволит сократить время обработки поездов и увеличить пропускную способность пограничного перехода.

Также по западному маршруту через Азербайджан осуществляются перевозки на Иран, однако для создания непрерывной железнодорожной связи требуется построить 164 км по иранской территории (от Астары до Решта).
Вопрос финансирования проекта обсуждался на встрече сопредседателей Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 25 мая 2022 года в городе Тегеране.
Для формирования организационной и финансово-экономической модели реализации проекта «Решт – Астара» планируется создать отдельную трехстороннюю рабочую группу на уровне транспортных ведомств и железнодорожных перевозчиков России, Ирана и Азербайджана.

Восточный маршрут

Отличительная особенность восточного маршрута МТК заключается в его полной функциональности, которая обеспечивается наличием неразрывной рельсовой связи России с Ираном через Казахстан и Туркменистан.

В развитие договоренностей, достигнутых в ходе переговоров руководства ОАО «РЖД» и Туркменских железных дорог в Ашхабаде в апреле 2022 года, а также во исполнение Меморандума о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и Туркменскими железными дорогами, подписанного 9 июня 2022 года в Москве «на полях» визита Президента Туркменистана С.Г. Бердымухамедова в Российскую Федерацию в июне-июле 2022 года, была организована отправка первого тестового контейнерного поезда по восточному маршруту МТК «Север-Юг».

Поезд с российской строительной продукцией с 39 двадцатифутовыми контейнерами в составе отправился 27 июня 2022 года из подмосковного города Чехова транзитом по железным дорогам Казахстана, Туркменистана и Ирана до порта Бендер-Аббас, и затем по морскому плечу маршрута в индийский порт Нава Шева. 4 июля 2022 года поезд пересек границу Казахстана с Туркменистаном (МГСП Болашак – Серхетяка). 6 июля поезд прибыл на станцию Сарахс (Туркменистан) на границе с Ираном. 6-9 июля на станции Сарахс осуществлялся перегруз контейнеров по мере поступления иранских платформ колеи 1435 мм. 11 июля 2022 года поезд пересек границу Туркменистана с Ираном, а 29 июля 2022 год – прибыл в порт назначения Нава Шева, Мумбай, Индия.

В августе 2022 года был отправлен контейнерный поезд обратной загрузки из Индии в Россию (43 контейнера, 31 вагон).

С целью организации дальнейшей работы по запуску регулярного контейнерного сервиса по восточному маршруту 2 августа 2022 года состоялась встреча представителей ОАО «РЖД», АООТ «Демирёллары», ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» и АО «НК «Казахстан темир жолы». По итогам совещания было принято решение образовать трехстороннюю рабочую группу для выработки конкретных предложений по расшивке «узких мест», а также определению перспективных объемов и номенклатуры грузопотоков по восточной ветви МТК «Север-Юг».

11 августа 2022 года состоялось установочное заседание рабочей группы, в ходе которого стороны обменялись информацией по инфраструктурным и организационным ограничениям на маршруте в пределах своих территорий и наметили следующие шаги по их устранению.
Были подготовлены предложения по обеспечению локомотивной тягой перевозок по территории Туркменистана. Совместно с членами Союза операторов железнодорожного транспорта ведется работа по обеспечению перевозок по маршруту вагонами. Подготовлен и проходит согласование проект меморандума о сотрудничестве между АО «РЖД Логистика», ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» и АО «KTZ Express», что должно приблизить стороны к созданию совместного предприятия (данный подход зарекомендовал себя при организации перевозок по МТК «Восток – Запад»). Наконец, продолжается работа по анализу перспективного объема перевозок (основная номенклатура грузов: контейнеры, удобрения, уголь, металл, агропродукция) для корректировки при необходимости планов по развитию инфраструктуры на маршруте. Предполагается, что принимаемые меры позволят сократить время по маршруту до 25 – 27 суток и выйти на регулярность перевозок три контейнерных поезда в месяц.

Транскаспийский маршрут

При развитии Транскаспийского маршрута роль ОАО «РЖД» заключается, прежде всего, в обеспечении бесперебойной доставки грузов в российские порты Каспийского моря, что выполняется, а также в развитии железнодорожных магистралей на подходах к портам.
За последнее время, с мая 2022 года, наблюдается значительный рост интереса грузовладельцев к перенаправлению своего грузопотока на Транскаспийский маршрут.

Зафиксирован рост перевозок через порт Астрахань на 104,9% (152 тыс. тонн за 7 мес. 2022 года против 74,2 тыс. тонн за аналогичный период 2021 года) и порт Оля на 140,4% (67,3 и 28,0 тыс. тонн соответственно), что дало общий прирост перевалки с железной дороги на море через порты Каспийского бассейна на 114,6 % и составило 219,3 тыс. тонн.

По номенклатуре и направлениям – это новые варианты перевозки угля в ОАЭ и Индию через Иран, а также калийных удобрений из Белоруссии в Индию.

Объем перевозок контейнеров по Транскаспийскому маршруту за 7 мес. составил 950 ДФЭ, наблюдается заметный рост – порядка 234,5% против 39,9% за 6 мес. 2022 года.

Есть потенциальный спрос на перевозки грузов в российско-иранском железнодорожно-паромном сообщении через порт Махачкала.

Предварительная оценка спроса на паромный сервис составляет 780 тыс. тонн в год (в том числе хлебных грузов и продовольственных товаров порядка 345 тыс. тонн, каменного угля 240 тыс. тонн, нефтеналивных грузов – 60 тыс. тонн, лесных грузов – 112 тыс. тонн, бумаги – 23 тыс. тонн).
Заинтересованность России в запуске паромной линии соответствует и интересам иранцев. Иранское правительство планирует уже в начале 2023 года завершить строительство железнодорожной линии Решт-Энзели и подключить иранский порт Каспиан к сети иранских железных дорог.

Ведется работа по формированию ТЛК на базе станции Кутум в Астрахани. Максимальный объем грузопереработки ТЛЦ Кутум составит порядка 2 млн тонн в год (за 5 мес. 2022 года ТЛЦ Кутум на 50% увеличил переработку прибывающих грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
С целью освоения потенциального роста грузопотоков ОАО «РЖД» ведет модернизацию прилегающей к портам Каспия железнодорожной инфраструктуры. Так, в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также долгосрочной программы развития до 2025 года осуществляется комплексная модернизация участка железной дороги Аксарайская – Волгоград (Трубная) протяженностью 361,2 км.

Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрена и ведется реконструкция линий и на дальних подходах к Каспию: Сенная-Саратов и Ивановская-Гумрак.