МТК «СЕВЕР – ЮГ»: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

11 / 12 / 2024

Рост стоимости и увеличение сроков доставки грузов по традиционным маршрутам, вызванные изменением геоэкономических условий, провоцируют разработку новых логистических решений. Одно из них – международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг».

Он обладает серьезным потенциалом, позволяет минимизировать сроки транспортировки грузов, а также обеспечить стабильность их доставки, что очень важно для грузоотправителей и грузополучателей в условиях стремительно меняющейся геополитической ситуации.

Александр СИВЕРЦЕВ
Директор по контейнерным перевозкам АО «РЖД Логистика»

(по материалам онлайн-дискуссии TransRussia Connect «Проблема дисбаланса грузопотоков в сообщении с Китаем на фоне изменения географии международной логистики», 20 августа 2024 г.)

Компания «РЖД Логистика» была создана без активов, а основной принцип, заложенный в ее работу, заключался в том, чтобы уделять основное внимание клиенту и целенаправленно решать его задачи – вместо того, чтобы концентрироваться на загрузке и движении собственных судов, контейнеров, вагонов и т.д. Выбранная стратегия дала возможность компании «РЖД Логистика» стать своего рода экосистемой для различных видов бизнеса, она также позволяет всесторонне оценивать ситуацию и выбирать логистические маршруты с учетом оптимальной стоимости и сроков доставки.
Сегодня АО «РЖД Логистика» имеет 13 филиалов, а также обособленные подразделения, представительства в России и за рубежом, работает более чем с 4000 клиентов и партнеров по всему миру. За 2023 год объем обработанных компанией грузов составил почти 24 млн тонн.
Один из основных проектов компании – раскатка восточного маршрута МТК «Север – Юг» – получил дополнительный импульс в новых геополитических реалиях, когда заметно выросли сроки и стоимость доставки грузов из Китая в Европу по традиционным морским маршрутам. Несмотря на повышенную стоимость сухопутной доставки грузов, к числу преимуществ данного маршрута относится стабильность, что очень важно в условиях постоянно меняющихся обстоятельств и возникновения новых рисков.
МТК «Север – Юг» представляет собой мультимодальный маршрут транспортировки грузов из России в порты Персидского залива с возможностью их дальнейшей отправки морским плечом в Индию. Изначально данный МТК закладывался как базовый маршрут из России в Индию, однако по мере развития к нему стали проявлять интерес другие государства, в числе которых не только страны Персидского залива, но и Африки, и Средней Азии, что открыло дополнительные возможности для экспортеров и импортеров, а также способствовало расширению пула клиентов АО «РЖД Логистика» и географии перевозок.
Сегодня протяженность МТК в зависимости от маршрута составляет 6165–7992 км. Грузы следуют в сообщении с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном, Индией и странами Персидского залива. В качестве перспективной страны для сотрудничества в рамках данного МТК рассматриваются ОАЭ. К числу неоспоримых преимуществ маршрута относится использование портов Ирана, которые имеют хорошо развитую инфраструктуру и значительную пропускную способность (рис. 1).

Рис. 1. Пропускная способность портов Ирана

Перевозка грузов по восточному маршруту МТК стартовала в 2022 году, при этом «РЖД Логистика» сразу начала перевозки в составе контейнерного поезда, что позволило оптимизировать сроки доставки. Сегодня средний срок доставки груза по восточному маршруту из России до иранского порта Бендер-Аббас составляет 12-14 сут, минимальный срок – 10 сут.
В рамках МТК «Север – Юг» действуют три маршрута – западный, транскаспийский и восточный (рис. 2).

Рис. 2. Схема маршрутов МТК «Север – Юг»

Наиболее активно развивается восточный маршрут, пропускная способность которого составляет 1-1,5 млн тонн. Этот маршрут отличается широким географическим охватом потенциальной грузовой базы, которая позволяет включить не только центральные регионы России, но и Урал, Западную Сибирь, а также сформированным сервисом в виде регулярных отправок контейнерных поездов. Для маршрута также характерен меньший срок перевозки по сравнению с западной веткой и возможность применения специальных тарифов.

Отдельного внимания заслуживает развиваемое в рамках МТК «Север – Юг» направление – логистика агро- и фармацевтических грузов. В 2024 году компанией по этому маршруту был запущен сервис «Агроэкспресс», который позволяет аграриям осваивать новые рынки сбыта своей продукции. Для удобства грузоотправителей работает сервис «одного окна», есть возможность отправки из регионов России небольших партий грузов – от одного контейнера, сервис может включать доставку в формате «от двери до двери». 

На сегодняшний день решается вопрос с выстраиванием регулярной отправки грузов, требующих особого температурного режима. Для этого компания планирует использовать собственные автономные рефконтейнеры, валидные, в том числе, к перевозке грузов фармацевтического назначения.

Один из способов расширить экспортные и импортные возможности внешнеторговых отношений стран–участниц МТК заключается в развитии нового сервиса. Примером могут служить услуги, предлагаемые компанией на пограничном переходе Сарахс: 

  • отправка груза в вагоне со сменой тележек;
  • отправка груза с перегрузом в вагон, автомобиль, контейнер;
  • накопление и отправка грузов через крытый склад либо открытую площадку;
  • перевалка и тарирование сыпучих грузов для дальнейшей отправки.

К числу актуальных для Средней Азии направлений развития МТК относится также проектная логистика, которая позволяет осуществлять перевозку негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов посредством как специализированного, так и универсального подвижного состава. Наличие у компании арендованного парка вагонов-транспортеров и сцепов для перевозки длинномерных грузов дает возможность  перевозить сельскохозяйственную и строительную технику, нефтегазовое и энергетическое оборудование, металлургическое оборудование и станки различного назначения, железнодорожные рельсы, железобетонные и металлоконструкции и т.д. Проектная логистика работает по принципу «одного окна», предполагает осуществление мультимодальных перевозок (железнодорожным, автомобильным и водным транспортом), разработку и согласование чертежей и схем размещения и крепления груза.

В заключение следует подчеркнуть, что в отношении с каждым клиентом АО «РЖД Логистика» использует индивидуальный подход, что в сочетании с технологичными решениями позволяет компании сделать МТК «Север – Юг» конкурентоспособным по сравнению с традиционными маршрутами, помогать клиентам выходить на новые рынки с использованием данного коридора.