О том, как устроен рынок метанола в России, как отразилась текущая ситуация на производителях и поставщиках данной продукции, а также о возможностях проработки и освоения новых логистических экспортных маршрутов редакции TCW рассказал АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, генеральный директор ООО «ЕВРАЗИЯ КЕМИКАЛ».
TCW: Александр Николаевич, как развивалось производство метанола в России, сколько его выпускается сегодня и какие компании занимаются его выпуском?
Александр Глазунов: За последние 10 лет мощности по производству метанола в России увеличились в 1,3 раза и составили порядка 4,5 млн тонн. В течение последних трех лет объемы производства составляли 4,4-4,5 млн тонн в год, из которых около 2 млн тонн или более 40% отгружалось на экспорт (рис. 1). Видимое потребление метанола на российском рынке оценивается в 2,4 млн тонн.
Рис. 1. Динамика производства и экспорта метанола в России, 2015-2021 гг.
Метанол производится на девяти крупных предприятиях, также работают малотоннажные установки для обеспечения потребностей газопромысловых производственных объектов. Крупнейшими производителями являются «Метафракс», «Щекиноазот», «Томск Газпром» и «Томет». Суммарно четверка лидеров производит примерно 85% российского метанола (рис. 2).
TCW: Какие события происходили в сфере производства и сбыта метанола в 2021 году?
А.Г.: В 2021 году наблюдался значительный рост объёма рынка, производители старались максимально увеличить выпуск продукции и удерживать цену на определенном уровне. В конце года интригу в отрасли создала компания «Томет», неожиданно по внутренним корпоративным причинам остановив производство на несколько месяцев, но не допустив при этом существенного перераспределения своей сбытовой базы между другими участниками рынка.
На растущем рынке практически каждый производитель планировал развитие производственных мощностей, а «Щекиноазот» и «Метафракс» даже успели запустить новые производственные установки, заметно подняв объём рынка производства метанола. «Томет» готовился запустить третий метанольный агрегат и установку автоналива.
В конце 2021 года все участники рынка и потребители, ожидая усиления ограничений и роста цен, затоварили имеющие емкости хранения и сформировали запасы по довольно высокой цене.
Хоть это было и сложно, но коммуникации и продажи вполне выстроились в условиях ковидных ограничений 2021 года, но не успели мы их преодолеть, как наступила аномально заснеженная зима, существенно повлиявшая на вагонооборот и местами на недели сковавшая вагоны с грузом на станциях, где до 70% личного состава выбыло из строя. На сегодняшний день у ряда производителей некоторая часть состава вместе с грузом, находившаяся за территорией страны в конце февраля – начале марта, попала под санкционную программу национализации. Впрочем, увеличение объёмов производства позволяло некоторым производителям даже дэмпинговать.
TCW: Вы отметили, что около 40% производимого в России метанола традиционно уходило на экспорт. Расскажите об основных экспортерах и особенностях российского экспорта метанола с точки зрения логистики.
А.Г.: Производство метанола в России действительно отличается экспортной направленностью: в 2020 году было вывезено 48% произведенного метанола, в 2021 году – около 43%. В прошлом году отгрузки метанола из России за рубеж уменьшились на 256,6 тыс. тонн по сравнению с 2020 годом, до 1,84 млн тонн, экспорт продукта достиг минимума с 2018 года, когда было вывезено 1,9 млн тонн. Считается, что основной причиной снижения экспорта стало усиление спроса в России, в частности, со стороны крупнейшего потребителя «Нижнекамскнефтехима», производителя метил-трет-бутилового эфира и изопренового каучука, а также предприятий по выпуску смол.
В 2013-2017 годах крупнейшим экспортером метанола был «Томск Газпром» («Сибметахим») с долей до 30%, затем в 2018 году в лидеры продаж вышел «Метафракс», отправлявший на экспорт четверть российского метанола. «Щекиноазот» за счет логистических преимуществ перед пермским и томским предприятиями, стал лидером по поставкам метанола в Европу. География его продаж включает более 10 стран, тогда как «Томск Газпром» и «Метафракс» традиционно поставляли свои основные объемы метанола в порты Финляндии, а оттуда они расходились транзитом в Нидерланды, Швецию, Великобританию, Францию, Германию, и т.д.
TCW: Почему использовались порты Финляндии, а не российские порты? Ведь в Финляндию метанол поступал в том числе морем из Санкт-Петербурга…
А.Г.: Как ни банально, это объясняется отсутствием достаточных мощностей для перевалки метанола в российских портах. Кроме Финляндии для транзита метанола использовали Словакию и Польшу, в 2020 году была организована перевалка российского метанола через белорусскую станцию Лышицы.
Но ситуация в скором времени должна измениться в лучшую сторону с учетом планов по строительству в Усть-Луге завода по производству метанола и терминала по его отгрузке на экспорт.
TCW: Получается, экспорт метанола из России традиционно ориентирован только на Европу?
А.Г.: В настоящее время пока да. Ранее заметным импортером российского метанола была также Турция – до 2009 года туда отправлялось до 0,5 млн тонн продукта. Но сейчас экспортные отгрузки не превышают 50 тыс. тонн в год. На Черном море для перевалки метанола используется мало приспособленный для этих целей порт Кавказ. Терминал может принимать суда вместимостью не более 3-5 тыс. тонн, что существенно ограничивает рынки назначения и объемы перевозок.
В самый крупный регион, потребляющий метанол – АТР, российский метанол не поступает. Это связано с локацией основных предприятий-производителей в европейской части страны. Поставки в этот регион могут быть начаты после 2023 года, и то только в том случае, если будут реализованы проекты в Амурской области и Приморском крае.
TCW: Расскажите о деятельности компании «ЕВРАЗИЯ КЕМИКАЛ» на российском рынке метанола.
А.Г.: «ЕВРАЗИЯ КЕМИКАЛ» является поставщиком метанола на российском рынке. Стабильность и качество продукции гарантируется прямыми поставками от сертифицированных производителей «Томск Газпром», «Томет» и «Щекиноазот».
К основным видам оказываемых нами услуг относятся трейдинг – подбор и поставка сырья под индивидуальные задачи заказчика, логистика – надежная и эффективная доставка грузов любого класса опасности и хранения сырья, а также контрактное производство продукции под заданные параметры заказчика.
По итогам 2021 года мы реализовали и доставили потребителям на внутреннем рынке около 20 тыс. тонн метанола, зарекомендовав себя надёжным поставщиком, готовым подстраиваться под индивидуальные условия заказчика.
TCW: Как выглядит рынок поставок метанола после 24 февраля, и можно ли сегодня говорить о перспективах экспорта этого продукта?
А.Г.: Основные производители метанола попали под санкции, экспортно-импортные операции остановились, остановилась работа портов, 40% от произведенного объёма вышло в предложение на внутреннем рынке, отчего цена начала падать. Производители начали планировать на апрель очередные ремонты установок, чтобы как-то сдержать цену на рынке снижая профицит. Но на сегодняшний день можно констатировать, что этого не удалось в полной мере, и цена опустилась на стыке марта-апреля более чем на 10%
Тем не менее, экспорт метанола по-прежнему можно считать перспективным направлением. Сейчас многие игроки рынка, в том числе и наша компания, прорабатывают новые логистические экспортные маршруты, рассматривая также новые сложные направления.
Сокращение метанольного экспорта в Европу неминуемо влечёт ухудшение экономической ситуации для европейских стран, так как означает серьезный производственный дефицит. Метанол является основой для производства более чем 2500 продуктов как в малой, так и крупной стратегической промышленности. Заместить такой объём поставок быстро, а тем более, без существенных экономических потерь не представляется возможным, что объясняется расположением мировых производителей метанола и давно распределенными объёмами производства.
Сложилась парадоксальная ситуация: стоимость метанола во всем мире растёт, а в России – падает. В связи с этим все участники рынка как с нашей, так и с той стороны, ищут возможности легальной адаптации логистических маршрутов. Учитывая санкции и то обстоятельство, что Китай в ближайшее будущее возьмет на себя производство и поставку значительного объёма выпавших импортных товаров, он, очевидно, в ближайшее время нарастит мощности потребления.
Кризисные периоды всегда открывают новые окна возможностей. Для многих участников рынка работа в новых условиях по тем или иным причинам часто становится невозможной, им приходится меняться чтобы сохраниться, или даже уходить с рынка. Однако по этим же причинам для других, наоборот, появляются новые активные ресурсы. «ЕВРАЗИЯ КЕМИКАЛ» на рынке крупнотоннажной химии работает не первый год и видит свои возможности только расширяющимися. Учитывая эти обстоятельства, приглашаем к сотрудничеству партнеров, готовых вместе искать решения интересных задач!