МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА

19 / 06 / 2024

По информации Минпромторга России, объем инвестиций в химический комплекс России по итогам 2023 года составил около 900 млрд руб., что на 11% больше по сравнению с показателем 2022 года (796 млрд руб.). Потребление химической продукции в прошлом году достигло 8,34 трлн руб. (+11,6%). 

Достижение таких показателей стало возможным благодаря реализации ряда государственных мер, направленных на поддержку развития отрасли в новых геоэкономических реалиях. Вашему вниманию предлагается обзор этих мер, их структуры и критериев отбора предприятий для их реализации.

Аналитическая служба TCW

По материалам Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России

Объем средств, направленных на господдержку российских предприятий химического комплекса, постоянно растет. В январе-декабре 2021 года общий объем государственной поддержки организациям химического комплекса составил 13,9 млрд руб. В том числе объем выделенных заемных средств составил 5,9 млрд руб. На реализацию корпоративных программ повышения конкурентоспособности было выделено 2,2 млрд руб. (Постановление Правительства РФ от 23.02.2019 г. №191). Осуществлено субсидирование части затрат на транспортировку продукции российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного, транспортного и энергетического машиностроения в размере 4,3 млрд руб. (Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 г. №496). На реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности направлено 4,3 млрд руб. (Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 г. №3). В 2021 году  на реализацию 31 проекта предоставлено финансирование в размере 0,99 млрд руб. на компенсацию части затрат на НИОКР в рамках реализации организациями  комплексных инвестиционных проектов (Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 г. №1649). 

Общий объем государственной поддержки организациям химического комплекса в январе-декабре 2022 года составил 34 470,4 млн руб, в том числе объем выделенных заемных средств – 15 833,5 млн руб. На реализацию 63 проектов предоставлено финансирование в размере 4 678,2 млн руб. на компенсацию части затрат на НИОКР в рамках реализации организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках постановления Правительства РФ от 12.12.2019 г. №1649. Семи российским организациям предоставлено субсидирование в размере 68,7 млн руб. на компенсацию затрат на транспортировку промышленной продукции в рамках постановления Правительства РФ от 26.04.2017 г. №496.

98 российским организациям предоставлено субсидирование в размере 6 454,2 млн руб. на компенсацию затрат на транспортировку промышленной продукции в рамках постановления Правительства РФ от 28.07.2022 г. №1347. 17 российским организациям предоставлено субсидирование в размере 70,2 млн руб. на компенсацию в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 г. №687«О государственной поддержке организаций на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции, в том числе продукции фармацевтической и медицинской промышленности, на внешних рынках». 57 российским организациям предоставлено субсидирование в размере 7244,8 млн руб. на компенсацию в рамках Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 г. №191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции». Наконец, восьми российским организациям предоставлено субсидирование в размере 120,6 млн руб. на компенсацию затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением НИОКР и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков в рамках Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 г. №931.

Общий объем государственной поддержки организациям химического комплекса в январе-марте 2023 года составил 1 562,4 млн руб., в том числе:

  • по программе «Приоритетные проекты»: 970 млн руб. (1 проект);
  • по программе «Проекты развития»: 103,5 млн руб. (2 проекта);
  • по программе «Производительность труда»: 300,0 млн руб. (1 проект);
  • по программе «Комплектующие изделия»: 100,6 млн руб. (1 проект);
  • по программе «Лизинговые проекты»: 88,4 млн руб. (1 проект).

В рамках программы «Развитие электронного машиностроения на период до 2030 г.» предусмотрен перечень работ по специальным материалам для производства электроники. 

Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России определен ответственным за реализацию импортозамещения 368 химических материалов.

Рис. 1. Структура работ по обеспечению химическими материалами в рамках Комплексной программы «Развитие электронного машиностроения на период до 2030 г.»

На обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации направлены следующие меры государственной поддержки:

  • Комплексные научно-технические программы и проекты (Постановление Правительства РФ от 19.02.2019 г. №162);
  • Субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов (Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 №1649). Для отдельных видов продукции снижены требования по соотношению предоставленной господдержки к объему планируемой к выпуску продукции до 1 к 2;
  • Применение повышающего коэффициента 1,5 для затрат по НИОКР (Постановление Правительства РФ от 15.12.2022 г. №2312).

Одним из важных направлений господдержки химического комплекса на современном этапе является предоставление грантов на реинжиниринг комплектующих, включая запасные части, инструменты и принадлежности, представляющие собой отдельные компоненты, в том числе сырье и материалы), критически важных для производства готовой продукции, производство которых в РФ ограничено или отсутствует.

Под реинжинирингом в данном случае понимается разработка технологической/рабочей/конструкторской/ производственной документации (а также документации серийного/массового производства, технологического регламента), необходимой для производства комплектующих, сырья и материалов.

Комплектующие должны совпадать по ОКПД2 с Перечнем критически важных комплектующих, который утверждает Межведомственная комиссия Минпромторга России и Министерства науки и высшего образования России.

«Фабрика проектного финансирования» 

Программа «Фабрика проектного финансирования» принята Постановлением Правительства РФ от 15.02. 2018 г. №158 (с изм. от 9.11.2022 г.). В программе определен механизм финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах российской экономики. Заемщики могут получить денежные средства на основании договоров синдицированного кредита (займа) с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ.

В программе приняты следующие критерии отбора проектов:

  • минимальная стоимость проекта – 3 млрд руб.;
  • максимальный срок окупаемости – 30 лет;
  • максимальный срок финансирования – 20 лет;
  • минимальный объем средств инициатора – 20%.

Для участия в программе заявка направляется в ВЭБ.РФ. ВЭБ.РФ осуществляет отбор потенциальных проектов, участвует в структурировании финансирования и выступает кредитным управляющим в рамках синдиката.

Приняты следующие изменения механизмов работы. Во-первых, реализация проектов происходит, в том числе, на базе действующих предприятий, без создания новых компаний. Во-вторых, произошло снижение минимальных требований к собственным средствам инвестора с 20% до 15% полной стоимости проекта (без учета процентов по кредитам); при этом доля участия ВЭБа и его организаций в финансировании такого проекта в совокупности не должна превышать 25% его стоимости. В-третьих, увеличен общий объем средств, который ВЭБ сможет выделить заемщикам по профильным заявкам в рамках Программы – с 294 до 500 млрд руб.

С целью поддержки проектов, связанных с разработкой (доработкой), созданием (расширением) производства новой продукции под задачи российских корпораций принята Грантовая программа «доращивания» технологических компаний под требования крупных российских корпораций (Постановление Правительства РФ от 17.03. 2022 г. №392) (рис. 2).

Рис. 2. Грантовая программа «доращивания» технологических компаний под требования крупных российских корпораций

Льготное кредитование 

Льготное кредитование организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной промышленной продукции, принято Постановлением Правительства РФ от 22.02.2023 г. №295. Новый инструмент поддержки направлен на стимулирование инвестиционной активности, достижение технологического суверенитета и ускорение темпов экономического роста страны. Перечень приоритетной промышленной продукции, на производство которой можно будет взять льготный кредит, будет утвержден Минпромторгом России по решению специальной межведомственной комиссии.

Условия льготного кредитования определены следующим образом: 

  • максимальный размер кредита – 100 млрд руб.;
  • минимальный объем софинансирования – 20%;
  • ставка не более 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта.

Льготное кредитование импортеров определено Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 г. №895. Предоставление кредитов производится в рублях (в том числе аккредитивы) на цели финансирования импортного контракта в иностранной валюте и транспортировки продукции, являющейся предметом импортного контракта.

Субсидируемая ставка в данном случае составляет 0,7 ключевой ставки ЦБ РФ; льготная ставка для заемщика 0,3 ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенная не более чем на три процентных пункта; максимальный размер финансирования на одного заемщика 10 млрд руб.

Согласно условиям программы, продукция должна быть ввезена в Российскую Федерацию в срок, установленный импортным контрактом, но не превышающий 12 мес. от первоначального срока, установленного импортным контрактом.

Повышение конкурентоспособности предприятий

Корпоративные программы повышения конкурентоспособности приняты Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 г. №191. КППК представляет собой программу деятельности организации, направленную на повышение конкурентоспособности, увеличение объемов производства и экспорта продукции.

Государственная поддержка организаций, реализующих КППК, состоит в следующем. Предоставление организациям, реализующим КППК, доступ к механизмам льготного кредитования по направлениям: инвестиционные кредиты на создание экспортоориентированного производства в России и/или за рубежом, постэкспортное финансирование и международной факторинг, аккредитивы,  кредиты иностранным покупателям и банкам  иностранных покупателей.

Участниками КППК могут стать как федеральные, так и региональные компании, соответствующие определенным требованиям (рис. 3). 

Рис. 3. Основные требования к организациям, реализующим КППК

Реализуются следующие меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках:

  • Льготное кредитование иностранных покупателей российской высокотехнологичной продукции (Постановления Правительства РФ от 13.12.2012 г. №1302 и от 08.06.2015 г. №566);
  • Субсидирование части затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях в России и за рубежом (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 г. №2316);
  • Субсидирование части затрат на создание новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с НИОКР и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков (Постановление Правительства РФ от 18.06.2021 г. №931);
  • Субсидирование части затрат на транспортировку российской продукции при реализации ее на экспорт (Постановление Правительства РФ от 28.07.22 г. №1347);
  • Субсидирование части затрат на сертификацию продукции на внешних рынках (Постановление Правительства РФ от 30.04.2021 г. № 687);
  • Продвижение интересов российских компаний химической промышленности в рамках бизнес-миссий, межправительственных комиссий.

Развитие мало- и среднетоннажной химии

В целях развития мало- и среднетоннажной химии зампредседателем Правительства РФ Ю.И. Борисовым утвержден перечень проектов по производству мало- и среднетоннажной химической продукции, которые оказывают комплексное влияние на развитие смежных отраслей экономики (от 17.11.2021 г.  №12109п-П). 

Правительством РФ утверждено распоряжение «О внесении изменений в план мероприятий («дорожной карты») по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 г.» (от 29.12.2021 г. №3973-р).

Также для поддержки мало- и среднетоннажной химии принят Федеральный проект «Развитие производства новых материалов» (рис. 4).

Рис. 4. Направление «Развитие производства новых материалов»