Важно не только произвести товар, но и доставить его в точку его потребления. Связать эти две точки помогает логистика. Насколько она важна для экономики страны, показывает резкая смена рынков сбыта, последовавшая за началом СВО. Сегодня логистику в полной мере можно рассматривать как инструмент адаптации экономики к санкциям, поскольку именно она позволила построить новые товаропроводящие цепочки.
Павел ИВАНКИН
Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура»
В 2008 году результатом мирового кризиса стало переключение грузовой базы, тяготеющей к железнодорожному транспорту, на Восток. Уже тогда стала вырисовываться роль будущего Восточного полигона.
Россия имеет в настоящее время три глобальных выхода.
Первый – западный, который включает в себя сухопутные и морские погранпереходы с Польшей, странами Прибалтики, Финляндией, Норвегией и другими европейскими странами. Кроме того, порты Балтийского и Арктического бассейнов позволяют отправлять грузы в любую точку мира.
Второй – южный, включающий в себя сухопутные и морские погранпереходы с Казахстаном, Азербайджаном, Абхазией, а также с Ираном и далее в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Южные ворота включены в международный транспортный коридор «Север – Юг».
Третий – восточный, который включает сухопутные и морские погранпереходы с Монголией, Китаем, Японией, Северной и Южной Кореей.
Логистические схемы позволяют адаптироваться к любым внешним вызовам, вопрос лишь в стоимости такой адаптации. К сожалению, индивидуальные и специальные решения стоят дороже типовых. Кроме того, адаптация к изменяющимся условиям выявляет дефициты провозных способностей. Именно этот фактор в 2022 году сыграл ключевую роль в формировании новых логистических маршрутов.
Наличие одного ограничения – низкая провозная способность по одному направлению не является критическим. Всегда можно найти альтернативный вариант. В связи с этим развития Восточного полигона несколько лет практически не было.
В 2022 году ограничения ужесточились – появились санкции, которые были направлены на уничтожение внешнеэкономической деятельности страны. Однако именно логистика позволила обеспечить построение новых товаропроводящих цепочек.
Прежде чем вводить санкции, США и ЕС проанализировали финансовые и товарные потоки. Это было легко сделать. Основные расчеты велись в долларах США и евро. Это привело к тому, что через корреспондентские счета в банках США и ЕС прошла вся информация о контрагентах, суммах, договорах, предметах сделок. Это открытые для банка данные. Остальное – дело техники и аналитиков.
Экономика сумела адаптироваться к санкциям. Были найдены различные варианты компенсации разрушенных схем.
В этот момент актуальность Восточного полигона выросла в разы, а вот его провозная способность сильно отставала от потребной.
На короткий промежуток времени практически полностью встали Западные ворота и сильно ограничились Южные ворота. Восточные ворота оказались перегруженными.
Надо отдать должное логистам – работа шла круглосуточно, и пути стабилизации товаропроводящих цепочек были найдены.
Конечно, полностью это не решило всех возникших вопросов, но тренд был положительным.
США и ЕС пошли дальше – стали вводить так называемые вторичные санкции на страны и организации, участвующие в поставках определенных номенклатур грузов в Россию. Это привело к пересмотру ранее принятых решений. Вчерашние деловые партнеры по бизнесу и региону стали отдаляться от России. И снова логистические компании приняли на себя основной удар, и снова были предложены альтернативные варианты.
Чего ждать в ближайшем будущем?
Казахстан, Турция и Китай уже дистанцировались и будут и дальше дистанцироваться от взаимоотношений с Россией в части организации поставок санкционных грузов. Китай также увеличит дистанцию, причем сделает это не только на коммерческом, но и на государственном уровне.
Давление на российских партнеров будет усиливаться, что приведет к сбоям в финансовой логистике. Проблемы с расчетами по договорам будут в 2024 и 2025 годах.
Логистика сможет предложить варианты решений, но они будут все менее публичными и более дорогими, что будет оказывать влияние на рост издержек и, как следствие, на стоимость товаров.
Позитивным остается вера логистов в светлое будущее и их возможности поддержать товаропроводящие цепочки.