КОНКУРИРОВАТЬ С КИТАЙСКИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ТАНК-КОНТЕЙНЕРОВ МОЖНО И НУЖНО

30 / 08 / 2021

Опытно-механический завод (ОМЗ) «Карпаты» производит танк-контейнеры чуть более пяти лет, но продукция предприятия уже завоевала популярность у операторов не только украинского, но и европейского рынка грузоперевозок.
О том, как было основано производство танк-контейнеров на вагоностроительном предприятии, о типах и конструктивных особенностях танк-контейнеров, конкуренции с китайскими производителями и возможностях работы на российском рынке, TCW рассказал Ростислав ГАПАТЫН, директор предприятия.

TCW: Ростислав Романович, сегодня ОМЗ «Карпаты» является одним из основных производителей танк-контейнеров на территории СНГ. Но завод был создан в 1970-е годы для других целей. Какие этапы прошло предприятие в своем развитии, когда было создано танк-контейнерное производство и какие факторы этому способствовали?

Ростислав Гапатын: Действительно, завод «Карпаты» строился 45 лет назад как предприятие классического химического машиностроения для решения задач по обслуживанию гигантов химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Первой продукцией завода были различные виды горно-шахтного оборудования, металлические шпалы для шагающих экскаваторов, змеевики для аппаратов цеха выплавки серы, технологические емкости для подземной выплавки серы.

С 2012 года завод начал заниматься вагоностроением. Это стало возможным благодаря приходу новых собственников и наличия в структуре предприятия специализированного цеха по ремонту железнодорожных цистерн.

В 2014-2015 годах, осознавая нестабильность рынка, руководство завода определило курс на расширение номенклатуры производимой продукции. В число номенклатуры для перспективного развития предприятия вошли ряд грузовых вагонов, фитинговая платформа и пять моделей 20-ти футовых танк-контейнеров.

Поставленные задачи были в полной мере выполнены благодаря производственным возможностям предприятия. Сегодня на территории завода площадью 20 га функционирует 24 здания и сооружения. Завод эксплуатирует собственную электроподстанцию мощностью 35 кВт и сеть подъездных железнодорожных путей протяженностью 5,7 км. За месяц завод перерабатывает около 2,5 тыс. тонн металлопроката, литья и комплектующих, численность штата составляет порядка 800 человек.

TCW: Сколько времени прошло от начала разработки конструкции танк-контейнеров до старта их массового производства? Каковы конструкционные особенности танк-контейнеров ОМЗ «Карпаты» по сравнению с продукцикей других производителей?

Р.Г.: Период от начала разработки до сертификации и поставки на производство танк-контейнеров в нашем случае составляет порядка 8-10 месяцев.

Мы считаем, что отличительной чертой всех танк-контейнеров производства ОМЗ «Карпаты» является надежность. Благодаря правильно выполненным расчетам и подобранным материалам, танк-контейнеры нашей конструкции гарантируют способность эшелонирования в 6-8 ярусов. Это позволяет использовать наши танк-контейнеры не только как средство транспортировки груза, но и как складское сооружение.

Кроме того, комплектация запорной измерительной арматурой, а точнее, выбор производителя для наших танк-контейнеров, выполняется заказчиком, что дает возможность корректировать стоимость конечного изделия. В базовой комплектации танк-контейнеров нашего производства используется запорная арматура фирмы Forte Vale.

Еще одна особенность наших контейнеров заключается в их универсальности. Например, контейнеры модели К-4556 подходят для транспортировки как сыпучих, так и пакетированных грузов. Это достигается благодаря использованию таких конструкционных решений, как люки верхней загрузки, съемная крыша, люк торцевой выгрузки, распашные ворота для работы автопогрузчика внутри контейнера. Все это обеспечивает транспортировку грузов объемом 43,5 м3 или грузоподъемность 32 тонны.

Также хотелось бы отметить коррозионную стойкость танк-контейнеров ОМЗ «Карпаты» в условиях действия морской среды. Антикоррозионная защита наших танк-контейнеров выполняется красками немецкого производителя, дающего гарантию по эксплуатации не менее пяти лет. 

Наконец, мы верим в силу бренда, и в качестве «бонуса» предлагаем каждому заказчику помощь в разработке дизайна логотипа, наносимого на поверхности танк-контейнеров, , что способствует росту рекламной привлекательности перевозимой продукции. Создание особого фирменного стиля повышает репутацию компании и дает ей уникальную идентичность на конкурентном рынке. 

TCW: Какие модели танк-контейнеров сегодня производит ОМЗ «Карпаты», где они используются, и планируется ли расширение модельного ряда?

Р.Г.: Номенклатура производимых наших заводом танк-контейнеров включает танк-контейнеры для транспортировки: карбидо-аммиачной смеси (КАС) – Т1, битума –Т3,
едких и агрессивных средств с увеличенным корпусом типа SWAP – Т11 и Т14, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и аммиака – Т50.

Все танк-контейнеры производства ОМЗ «Карпаты» сертифицированы Регистром судоходства Украины, а также имеют сертификацию Bureau Veritas. Наши танк-контейнеры для перевозки своих грузов используют в основном украинские и европейские компании-операторы.

Расширение модельного ряда было бы возможно за счет модели Т75, предполагающей использование криогенной аппаратуры, но эту тематику в ближайший год-два завод осваивать не намерен. Хотя потребности рынка могут эти планы элементарно откорректировать.

TCW: Бытует мнение, что производителям танк-контейнеров России и СНГ становится все сложнее конкурировать с китайскими компаниями, разделяете ли Вы его?

Р.Г.: Напротив, я считаю, что конкурировать с танк-контейнерами китайских производителей можно и нужно. Конечно, на дешевый и одновременно ненадежный товар всегда найдется свой потребитель, но каждый из участников рынка понимает, что это товар краткосрочного действия. Планировать длительные и масштабные проекты с такими танк-контейнерами рискованно. Наверное, поэтому рынок вывел универсальную формулу – соотношение “цена-качество”. Мне кажется, что в этой конкуренции победит оригинальная инженерная мысль, сориентированная на перспективу танк-контейнерных перевозок.
Чтобы «держать руку на пульсе» рынка, наши специалисты регулярно проводят анализ внутреннего и внешних рынков, детально отслеживают мировое ценообразование, тенденции рынка, поведение ключевых игроков, а также осуществляют анализ потребностей участников рынка. Анализируя цены на танк-контейнеры на мировом рынке, с уверенностью можем утверждать, что ценовая политика ОМЗ «Карпаты» позволяет нам успешно конкурировать с китайскими производителями, а также занимать выгодные позиции на европейском рынке (табл. 1).
Кроме цены, конкурентным преимуществом ОМЗ «Карпаты» мы считаем возможность предложить нашим заказчикам фитинговые платформы, которые обеспечивают доставку танк-контейнеров с завода к пункту загрузки и по всей территории СНГ и мира.

TCW: Вы упомянули о работе танк-контейнеров производства ОМЗ «Карпаты» на рынках России и Украины, планируется ли выход на российский рынок?

Р.Г.: У нас есть давние партнеры, которые были акционерами предприятия до 2015 года, с которыми мы сейчас успешно работаем в направлении реализации совместных проектов. Сегодня мы находимся на стадии подписания контракта на поставку контейнеров open-top на российский рынок.

 

Таблица 1. Аналитика ценообразования контейнеров за I квартал 2021 г.

   

Наименование компании Страна Срок поставки, месяцев Цена за танк контейнер для битума, $ Сред.цена на танк для битума, $ Цена за танк контейнер для аммиака, $ Сред.цена на танк для аммиака, $ Цена за танк контейнер для СУГ, $ Сред.цена на танк для СУГ, $
1 CIMC TANK  Китай 4,5 19 500 17 850 29 800 28 000 29 800 27 850
2 Nantong Китай 4 15 100
3 JOPM – Flaxfield Китай-Голландия 5 24 000 23 400
4 DANTECO  Голландия 4,5 18 950 29 900 29 900
5 MEEBERG Голландия 4 26 420
6 VANHOOL Бельгия 8 86 000 40 700 40 700
7 ОЗТМ Беларусь 4 28 300 28 300
8 ОМЗ “Карпаты” Украина 3 16 000 26 800 22 500