«КАЧЕСТВО УСЛУГ БУДЕТ ВЫШЕ ПРЕЖНЕГО»

24 / 11 / 2021

Как внедрялась и что дала сервисному предприятию система менеджмента качества.
Рост конкуренции на рынке танк-контейнерного сервиса заставляет компании искать способы повысить эффективность работы. Один из них заключается во внедрении системы менеджмента качества (СМК) согласно требованиям стандарта ISO 9001.
Опытом внедрения СМК на отдельно взятом предприятии с редакцией TCW поделился НИКОЛАЙ РЯБКОВ, директор ООО «Обслуживание Танк Контейнеров» (ООО «ОТК»). Он рассказал, о чем свидетельствует соответствие требованиям ISO 9001, чем было вызвано решение внедрить СМК, сколько времени занял этот процесс и что в конечном счете это дало компании.

TCW: Николай, в одной из своих статей, опубликованных ранее в TCW («Комплексные решения в ответ на вызовы рынка» №3/2020), Вы рассказывали о переходе на качественное комплексное обслуживание танк-контейнеров как о способе повышения эффективности операторского бизнеса. Можно ли рассматривать внедрение системы ИСО 9001 как часть решения этой задачи?

Николай Рябков: Да, конечно, ведь предоставление комплексного решения отражает многозадачность, а в режиме многозадачности главное – не снизить качество услуги, а именно за это и отвечает СМК.

TCW: Что представляет собой серия международных стандартов ИСО 9001, о чем свидетельствует соответствие этим требованиям?

Н.Р.: ISO 9000 – серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к СМК организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.
Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 – тот минимальный уровень, который дает возможность предприятию «войти в рынок». Сам сертификат соответствия ISO 9001 служит внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.
С принятием в 2000 году третьей версии стандартов ISO 9000 больше внимания стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков.
Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

TCW: Чем было вызвано решение о внедрении СМК?

Н.Р.: Во-первых, стремлением нашей компании предоставлять только качественные услуги нашим клиентам. Несмотря на то, что мы всегда готовы ответить за свои возможные недоработки и исправить их, мы стараемся, чтобы их не было совсем.
Во-вторых, желанием формализовать, регламентировать и оптимизировать все внутренние процессы предприятия. Донести до каждого сотрудника, в чем заключается его роль и вклад в развитие бизнеса.

TCW: Сколько времени занял процесс внедрения СМК, какие организации были задействованы?

Н.Р.: Мы начали 1 октября 2020 года, а закончили только 14 июня 2021 года. Мы решили не нанимать специалистов для разработки документов СМК нашего предприятия, а пройти весь тернистый путь и внедрить СМК самостоятельно, при участии профессионального консультанта. В качестве последнего был выбран эксперт Военного Регистра (аттестат эксперта № ВР АЭ.ЦО.060820 «Военный регистр»), имеющий большой опыт внедрения СМК на предприятиях железнодорожного транспорта и оборонных предприятий. В результате проделанной работы была получена Декларация о соответствии, выданная на основании соответствия с принципами и требованиями ГОСТ Р СИО 9001-2015 г.

TCW: Какие документы были разработаны по результатам внедрения СМК?

Н.Р.: Для нашего предприятия было разработано 13 регламентов, которые выстраивают все процессы деятельности, а также единый технологический процесс предприятия, технологические карты и наглядные пособия для персонала.
Одним из интереснейших инструментов бережливого производства, принятых в работу, является 5S – cистема организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства). Эта система была разработана в послевоенной Японии, а в последующем была принята на множестве предприятий по всему миру. Система предполагает выделение пяти шагов: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование.

TCW: По каким критериям можно судить об эффективности внедрения СМК? Каких результатов удалось достичь?

Н.Р.: Прежде всего, мы внедрили трехступенчатый контроль качества. Теперь качество выполненных работ контролируется на каждом этапе работы – мойка, ремонт, отправка танк-контейнеров.
Также мы нормировали все виды работ, и увидели, что это очень эффективный инструмент для планирования объема работ при заданной численности работников или расчета их необходимой численности для переработки заданного объема.
Благодаря оптимизации процессов и ряда преобразований производительность предприятия выросла на 40%. Приятным сюрпризом стало и то, что в процессе разработки документации и регламентов СМК персонал стал замечать положительные изменения в работе компании и проникся ответственностью к процессу внедрения СМК.

TCW: Как внедрение СМК отразится на клиентах ООО «ОТК»?

Н.Р.: Говорить о каких-либо радикальных изменениях пока рано, но мы уверены, что качество предоставляемых клиентам услуг будет гораздо выше прежнего. Уже сегодня мы готовы предложить услуги по покраске рамы, обшивке и полной маркировке танк-контейнера, и работаем над технологией массового производства этих видов работ. Так же мы разрабатываем технологию предоставления услуг пассивации и гумирования внутренней поверхности танк-контейнера. В перспективе пассивация должна стать рядовой услугой после механической очистки танк-контейнера, а гумирование давать ему «вторую жизнь».

TCW: Какие задачи Вы ставите на будущее после внедрения СМК?

Н.Р.: Прежде всего, мы планируем поддерживать СМК на уровне, выполнять все требования технологического плана, проводить внутренние аудиты и проверки. Также мы рассматриваем возможность тиражирования нашего опыта на новых площадках.