29 октября 2020 года в Москве в ЦВК «Экспоцентр» прошел второй Международный танк-контейнерный форум (ITCF). Участниками главного отраслевого события года стали более 70 человек — представители танк-контейнерных операторов, сервисных депо, промывочно-пропарочных станций (ППС), профильных комитетов и структур.
На форуме обсуждались различные аспекты развития танк-контейнерной отрасли — от логистики и сервиса до экологии, которые оказались объединены общей идеей развития и прогресса. Участники мероприятия сошлись во мнении, что инвестировать в развитие инфраструктуры и улучшение качества услуг необходимо даже в том случае, если это в данный момент невыгодно. Ведь именно эти действия дадут возможность подготовиться к ожидаемому в «постлокдауне» подъему рынка и получить конкурентные преимущества.
Галина МУЗЛОВА
ITCF проходил в рамках выставки «Химия-2020» (см. «Химия-2020»: 23-я Международная выставка химической промышленности и науки). Генеральным партнером мероприятия выступила компания Eurotainer, стратегическим партнером — RLC, партнером — компания «Белуга». Помимо представителей этих компаний, спикерами форума стали руководители и специалисты Albatross Tank-Leasing, «РЖД-Логистики», «СГ-Транса», «Модуля», «Константы-2» и др.
«Мы все в одной лодке, и хоть нам тяжело, сегодня мы победили», — такими словами открыл мероприятие Кирилл Болтаев, руководитель проекта Tank Container World, что создало необходимый оптимистический настрой участников мероприятия.
Не количество, а качество
Кристофер Шолер, CEO Albatross Tank-Leasing (его выступление проходило в онлайн-формате), призвал российских игроков не гнаться за наращиванием парка танк-контейнеров, а обратить внимание на возможности его мультимодального использования, оптимизацию логистики и управления, поскольку именно такой подход позволяет получить конкурентные преимущества в современных условиях.
Спикер обратил внимание, что путь от осуществления танк-контейнерных перевозок преимущественно по железной дороге до мультимодальных уже был пройден в Европе и в других странах, которые активно инвестируют в мультимодальные терминалы и транспортно-логистические комплексы. Например, решение о снижении объемов перевозок в пользу повышения эффективности управления танк-контейнерными перевозками было принято компанией BASF, а в Сингапуре производственные мощности были объединены с танк-контейнерной площадкой, что позволило на порядок повысить конкурентоспособность оператора.
«Выигрывать будет тот, кто будет находиться ближе к клиенту, сможет предложить и организовать услугу максимально быстро», — резюмировал К. Шолер.
Также CEO Albatross Tank-Leasing обратил внимание на необходимость диджитализации перевозок, которая позволяет клиенту получать информацию о грузе в режиме 24/7, а также формирует дополнительную ценность парка танк-контейнеров для оператора. «Это дорого, но важно, поскольку за диджитализацией стоит будущее развитие отрасли», — отметил он и еще раз подчеркнул, что для успешного развития компании необходимо двигаться вперед и вкладываться в новые технологии, улучшение бизнес-процессов и поиск эффективных путей управления даже в том случае, если это в данный момент невыгодно.
В качестве необходимого условия вывода российской индустрии танк-контейнеров на новый уровень господин Шолер назвал создание некоммерческой танк-контейнерной организации и ее сотрудничество с регулирующими органами химической промышленности. Он подчеркнул, что речь идет не об открытии филиала ITCO в России, а о создании российской организации, что поможет максимально учесть национальные особенности отрасли. Со своей стороны отметим, что процесс создания такой организации уже начат при участии TCW и в ближайшее время будет завершен.
Вадим Матвеев, глава российского представительства Eurotainer, рассказал о парке танк-контейнеров компании, который насчитывает более 48 тыс. единиц 150 типов и размеров, и остановился на особенностях российского рынка. В частности, по его словам, парк Small Portable Tank (SPT), набирающий популярность на Западе, в России почти не представлен. Наиболее перспективными для применения на российском рынке, по мнению В. Матвеева, являются танк-контейнеры Gas Cylinders Т50 и Р200.
Нет демпингу и низкому качеству услуг
О необходимости улучшения качества услуг много говорили представители деповского сервиса: «мойка керхером» и «ремонт на коленке» уже не привлекают клиентов, несмотря на низкие цены, при этом растут потребности рынка в комплексном квалифицированном ремонте танк-контейнеров и оказании услуг промывки и пропарки по высоким экологическим стандартам.
Так, Максим Киреев, директор производственной инфраструктуры, главный инженер АО «СГ-Транс», в своем выступлении акцентировал внимание на том, что многие компании, занимающиеся ремонтом и обслуживанием танк-контейнеров, до сих пор не имеют соответствующего оборудования. Это создает риски повреждения танк-контейнеров при их эксплуатации и может потребовать повторного, более дорогостоящего ремонта. Также повреждение танк-контейнеров нередко происходит из-за хищения оборудования на пути их следования.
Способом ухода от этих рисков, по мнению Максима Киреева, могло бы стать создание базы данных ОАО «РЖД», аналогичной таковой по вагонам-цистернам. «Это позволит относиться к парку танк-контейнеров более ответственно», — считает спикер. Плюс к этому, по его мнению, необходимо создание новой и улучшение существующей инфраструктуры, которая позволит производить все виды ремонтов и осуществлять контроль состояния танк-контейнеров. Все это в совокупности даст возможность уйти от некачественного обслуживания и ремонта танк-контейнеров и демпинга цен.
Участники форума, в целом согласившись с позицией спикера, подискутировали на тему, должно ли именно ОАО «РЖД» создавать такую базу данных, ведь эта организация не несет ответственности за состояние танк-контейнеров и не выполняет функций контроля при их выводе с железной дороги.
Вместе с тем следующее выступление (проходило в онлайн-формате) позволило говорить как минимум о заинтересованности ОАО «РЖД» в развитии танк-контейнерных перевозок по сети железных дорог: Дмитрий Крюков, директор Санкт-Петербургского филиала АО «РЖД-Логистика», остановился на новых возможностях по предоставлению услуг железнодорожной перевозки операторам танк-контейнерного рынка. Он отметил, что, несмотря на рост объемов железнодорожных перевозок грузов и транзитного потенциала железной дороги, ниша перевозок грузов с помощью танк-контейнеров в основном заполнена, она не растет и не падает. Но с учетом возможностей ОАО «РЖД» можно говорить о потенциале для увеличения объемов перевозок химических грузов в танк-контейнерах.
Дмитрий Артамонов, исполнительный директор ООО «РусЛинкКарго», поделился своим видением перспектив деповского сервиса в период «постлокдауна». Он отметил, что сейчас ситуация на рынке парадоксальная: «проблема оператора — негде обслуживаться, проблема сервиса — некого обслуживать». Выходом из ситуации, по мнению Д. Артамонова, является повышение качества сервисных услуг. В частности, это необходимо в свете готовящегося в настоящее время федерального закона об обращении с отходами, который будет принят ориентировочно через 1,5–2 года и позволит отслеживать всю цепочку образования отходов в процессе мойки танк-контейнеров. «Это приведет к тому, что операторы будут создавать собственные структуры по утилизации отходов и тратить на это больше средств». Дмитрий Артамонов подчеркнул, что готовиться к новым реалиям танк-контейнерным операторам необходимо уже сейчас.
Продолжил тему экологии Дмитрий Левашов, общественный активист и эколог, который рассказал о нарушении российского природоохранного законодательства в сфере обращения отходов производства на примере моек танк-контейнеров, емкостей и при транспортировке отходов в городе Дзержинске. Несмотря на значительное количество таких нарушений, ситуация постепенно меняется к лучшему. Этому, по мнению Д. Левашова, способствует сотрудничество государственных органов и общественных организаций с независимыми СМИ и объединениями предпринимателей, придерживающихся природоохранных стандартов в своей работе. «Только совместными усилиями здесь можно навести порядок», — резюмировал эколог.
Выступление Алексея Казакова, директора отдела логистики ООО «Ленхимсинтез», было посвящено экологическому аспекту деятельности собственников и производителей танк-контейнеров, логистических компаний, ремонтных и моечных станций. А. Казаков отметил, что вопрос экологии становится все более значимым фактором для танк-контейнерного рынка, который объединяет его игроков для решения общих задач.
Вопросам утилизации и переработки жидких химических отходов, остающихся после мойки танк-контейнеров, было посвящено выступление Эдуарда Блека, технического директора Tank Container Service. Он отметил, что в СССР ППС работали практически при каждом предприятии, но вопрос о выгодах их работы и последующей утилизации отходов не стоял, так как все станции были дотационными. В настоящее же время ситуация складывается таким образом, что если проводить утилизацию отходов строго по всем нормам и правилам, то для сохранения рентабельности ППС необходимо будет на порядок увеличить стоимость услуг. Вместе с тем российские предприятия, используя в том числе и европейский опыт и решения, постепенно переходят к ответственной утилизации отходов и сокращают их количество», — отметил спикер.
Новые технологии ремонта
Юрий Семенов, заместитель директора по производству, главный технолог ООО «Константа-2», рассказал о разработке и внедрении технологии антикоррозионной защиты танк-контейнеров, предназначенных для перевозки высокоагрессивных веществ, в том числе веществ восьмого класса опасности. Компания производит собственные фирменные антикоррозионные гуммировочные материалы серии «Констакор» и оказывает услуги по антикоррозионной защите емкостного оборудования. Эффективность данной технологии была, в частности, доказана при перевозке в танк-контейнерах концентрированной соляной кислоты.
Тему ремонта танк-контейнеров продолжил Валерий Богданов, начальник производственно-сервисной службы ТЭК «Модуль», который рассказал о комплексе работ, проводимых компанией: входной контроль, подбор метода ремонта и осуществление ремонта. Компания специализируется на ремонте танк-контейнеров, где внутренняя поверхность поражена питтинговой коррозией. Восстановление структуры внутренней поверхности производится тремя методами: осаждением никеля, пассивацией и газодинамическим напылением. Светлана Пашукова, технолог ТЭК «Модуль», подробно рассказала о каждом из методов.
Таким образом, в ходе форума были подняты как насущные вопросы, связанные с пандемией и ее трансформациями, так и проблемы, которые были и ранее характерны для российского рынка. Несмотря на то, что многие из них не решены до сих пор, содержание мероприятия показало, про этот процесс идет довольно активно. Также участники форума лишний раз убедились, что прийти к решениям, способствующим эффективному развитию отрасли, можно лишь путем плодотворного обсуждения и открытого диалога.
«Химия-2020»
23-я Международная выставка химической промышленности и науки
С 27 по 30 октября 2020 года в Москве, в ЦВК «Экспоцентр», прошла 23-я Международная выставка химической промышленности и науки «Химия-2020». Традиционно выставка стала площадкой для встреч производителей и поставщиков машин, оборудования и передовых технологий для химической промышленности, потребителей готовой продукции и услуг. Лучшие достижения и тенденции были отражены в главных тематических разделах: химия и нефтехимия, индустрия пластмасс, зеленая химия, аналитическое, лабораторное, насосное оборудование, защита от коррозии, инновационные материалы, новейшие технологии автоматизации и цифровизации производства и другие актуальные направления.
Выставка проводилась при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, под патронатом Торгово-промышленной палаты России, при содействии Российского союза химиков, ОАО «НИИТЭХИМ», ФГУП «НТЦ “Химвест”», Российского химического общества им. Д.И. Менделеева, химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева.
В церемонии официального открытия выставки приняли участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин, президент Российского cоюза химиков Виктор Иванов, президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева Александр Мажуга, декан химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степан Калмыков, генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов.
«В начале этого года отечественная химическая промышленность столкнулась с серьезными трудностями, вызванными как распространением новой коронавирусной инфекции, так и сложной экономической ситуацией на внутреннем и внешнем рынках: произошли сбои в поставках и снижение деловой активности в глобальном масштабе. Однако любые вызовы — это проверка отрасли на устойчивость, возможность оценить проделанную работу и убедиться в эффективности и гибкости системы», — отметил М. Иванов в приветственном слове к участникам выставки. По его словам, в российском химпроме продолжается повседневная слаженная работа, вводятся новые мощности, создаются новые рабочие места, что соответствует государственной политике устойчивого развития России.
В выставке «Химия-2020» приняли участие 112 компаний из России и 8 из Германии, Республики Беларусь и Японии, которые продемонстрировали передовые разработки и высокотехнологичное оборудование для потребителей химической продукции: топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, ВПК, медицины, машиностроения, транспорта и других отраслей промышленности.
Центром внимания экспозиции стал проект в поддержку малых и средних предприятий Startup Chemzone. Презентацию своих инновационных разработок провели 11 компаний из Москвы и Подмосковья, Самары, Екатеринбурга, Перми, Тулы, Нижнего Новгорода.
Благодаря взаимодействию с региональными центрами поддержки предпринимательства на выставке впервые были организованы коллективные экспозиции Волгоградской, Калужской, Ленинградской, Ярославской областей.
Специалисты Центра подбора персонала ознакомили с актуальными вакансиями компаний — участников выставки, помогли разместить резюме, провели консультации по трудоустройству и карьерному развитию.
Выставка «Химия-2020» сопровождалась насыщенной деловой программой, в рамках которой прошли несколько форумов, семинаров, конференций и мастер-классов, в ходе которых специалисты отрасли обменялись профессиональным опытом и идеями, обсудили актуальные проблемы и перспективы развития отрасли.
Деловую программу выставки «Химия-2020» открыл VII Московский международный химический форум (ММХФ) — крупнейшее конгрессное мероприятие отрасли с участием ведущих компаний химического и нефтехимического рынка России, организованное Российским союзом химиков, Минпромторгом России и АО «Экспоцентр». Центральной темой мероприятия стала «Конкурентоспособность российской химической промышленности в условиях новой экономической реальности, преодоление отраслью последствий коронакризиса».
В рамках ММХФ прошли круглый стол «Подготовка к введению в действие технического регламента Евразийского экономического союза “О безопасности химической продукции” (ТР ЕАЭС 041/2017) в Российской Федерации»; сессии «Химия для фармацевтики: импортозамещение и развитие», «Инновационная химия для аграриев», «Химия глазами машин», «Экономика замкнутого цикла: эволюция химических продуктов и технологий».
Проектный офис развития Арктики совместно с Российским cоюзом химиков провел круглый стол «Арктическая химия». Участники круглого стола обсудили текущее положение дел, а также тенденции развития в химической отрасли и науке применительно к арктическим территориям.
Также в рамках деловой программы прошел круглый стол «Инвестиции — в инновации», организованный ОАО «НИИТЭХИМ» и АО «Экспоцентр».
В 2020 году информационное агентство Tank Container World впервые приняло участие в выставке «Химия-2020», представив совместный с компанией «РусЛинкКарго» стенд. Также на площадке выставки в рамках деловой программы состоялся второй Международный танк-контейнерный форум (ITCF), организованный информационным агентством TCW и АО «Экспоцентр».