Рост объема контейнерных, в том числе танк-контейнерных, перевозок в России в 2023 году и переориентация основных грузопотоков на Восток потребовали строительства новых терминальных мощностей и других объектов логистической инфраструктуры в регионах Дальнего Востока и Арктики.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), деятельность которой направлена на стимулирование социально-экономического развития Дальневосточного ФО и Арктической зоны Российский Федерации и повышение эффективности действующих механизмов господдержки бизнеса, предлагает широкий набор инструментов государственной поддержки для реализации проектов в указанной сфере.
Диана МИГРИН
Специалист инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики
О рынке танк-контейнерных перевозок
Рост объема контейнерных перевозок в России в 2023 году и переориентация на Восток потребовали строительства новых терминальных мощностей, преимущественно железнодорожных. Тренд на контейнеризацию грузов, включая продукцию нефтехимии, вероятнее всего, продолжится в ближайшие годы. В связи с этим также растет потребность в ремонте и обслуживании контейнеров, в том числе танк-контейнеров.
По данным ОАО «РЖД», в 2023 году по железной дороге было перевезено 7,4 млн груженых и порожних контейнеров ДФЭ (+14,1% к 2022 году), из них около 10% составилит танк-контейнеры (+1,6% к 2022 году). В последнее время одним из главных драйверов контейнеризации на сети железных дорог являются химические грузы. Так, ¾ всех грузов, перевозимых в танк-контейнерах по сети ОАО «РЖД», составляют именно химикаты, еще порядка 16% – нефтехимия. Данная тенденция стимулирует рост перевозок именно в танк-контейнерах.
Стоит отметить, что рынок высококонцентрирован – на две компании (АО «Инфотек Балтика-М» и ООО «Спецтрансгарант») приходится половина всего танк-контейнерного парка РФ. К ТОП-5 крупным танк-контейнерным операторам на сети ОАО «РЖД» также относятся ООО «ТНК», ООО «СинтезРейл» и ООО «Форвард Транс Сервис».
Ключевые игроки танк-контейнерного рынка России не раз отмечали, что одна из насущных проблем бизнеса заключается в нехватке промывочно-пропарочных комплексов на Дальнем Востоке, так как ключевые обслуживающие контейнеры станции находятся в центральной части страны.
О доступных мерах поддержки для реализации проектов на Дальнем Востоке
Для создания новой логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Арктике КРДВ предлагает бизнесу широкий набор инструментов государственной поддержки в рамках преференциальных режимов территорий опережающего развития (ТОР), Свободного порта Владивосток (СПВ), арктической зоны РФ (АЗРФ).
Проектам-резидентам доступны нулевые налоги на прибыль, имущество и землю в течение первых лет, пониженные страховые взносы в течение 10 лет, применение процедуры свободной таможенной зоны, а также ряд других льгот и преференций – например, возможности инфраструктурного обеспечения или возмещения затрат на создание инфраструктуры, режим свободной таможенной зоны. Инвесторы могут привлечь иностранную рабочую силу без квот и получить другие меры, существенно повышающие привлекательность проектов. Кроме того, государство дает возможность резидентам ТОР не только получить земельный участок, но и выкупить его по льготной стоимости.
Господдержка позволяет предпринимателям сокращать финансовые издержки при реализации заявленных проектов и скорее выходить на их окупаемость.
Проекты на сопровождении КРДВ
Каждый седьмой инвестиционный проект, который создается на Дальнем Востоке и Арктике в рамках льготных режимов экономической деятельности, приходится на отрасль логистики. В эту сферу более 540 резидентов инвестируют свыше 1 трлн руб. и создают 58,7 тыс. новых рабочих мест. Направления логистических проектов обширны: строятся и модернизируются порты, отдельные терминалы, растут площади складских мощностей, проводятся работы по увеличению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, строятся дороги, обновляется морской флот и многое другое.
С помощью доступных мер господдержки резиденты преференциальных режимов улучшают транспортную систему не только Дальнего Востока, но и страны в целом. Ярким примером развития станций по обслуживанию контейнеров является реализованный проект одного из наших резидентов – ООО «Газпром гелий сервис». «Газпром» смог организовать комплексный процесс от добычи природного газа на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, его переработки и производства гелия на одном из крупнейших в мире Амурском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ) до транспортировки товарного гелия покупателям через крупнейший в мире логистический центр по обработке и транспортировке гелиевых контейнеров – гелиевый хаб «Газпрома». Пропускная способность логистического центра к моменту выхода Амурского ГПЗ на полную проектную мощность в 2025 году достигнет более 4 тыс. изо-контейнеров в год.
Создаваемая инфраструктура включает в себя пункты промежуточного обслуживания гелиевых контейнеров около п. Чирки Хабаровского края и Свободненского района Амурской области. Так, изо-контейнеры проходят мойку, взвешивание, долив жидкого азота и жидкого гелия, сброс избыточного давления гелия в контейнере.
В заключение хотелось бы отметить, что Корпорация всегда готова оказывать поддержку новым проектам и совместно с инвесторами находить варианты их выгодной реализации.