ХИМИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА РОССИИ: НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ

15 / 05 / 2023

23 марта в стенах Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялось совместное заседание Совета Российского союза химиков (РСХ) РСХ и Комиссии РСПП по химической промышленности. Центральной темой обсуждения стал вопрос оптимизации логистических поставок химической продукции как внутри страны, так и на ее экспортных направлениях в новых геоэкономических реалиях. Участники мероприятия обсудили основные проблемы, вставшие перед участниками рынка химической логистики после событий 24 февраля 2022 года, а также предпринятые и планируемые меры для стабилизации ситуации на рынке, разработанные в том числе при участии Комиссии РСПП и РСХ.

Татьяна ПЕТРОВА, Вице-президент РСХ по работе со СМИ и общественными организациями

 

В дискуссии приняли участие более 70 предприятий химической отрасли, крупные отраслевые объединения – Ассоциации «Центрлак», «Русхлор», РАПУ, представители РЖД и Минтранса России, делегаты профильных комитетов РСПП по транспорту и логистике, крупные перевозчики химических грузов. 

«Благодарю всех, кто присоединился к нам для обсуждения важнейших вопросов транспортной сферы, стоящих сейчас перед предприятиями химической отрасли. Конечно, данные вопросы в повестке нашей работы возникли не вчера. Мы много лет регулярно проводим в РСХ очные и онлайн-встречи, где сообща, в динамике происходящих в мире событий, вырабатываем подходы к меняющимся условиям перевозки химических грузов, рассказываем о цифровых и технологических новинках», – произнес, открывая заседание, Президент РСХ Виктор Иванов. По его мнению, сегодняшняя крайне сложная ситуация требует системных и скоординированных решений со стороны основных регуляторов – Правительства, Минтранса, а также операторов железнодорожных и морских грузоперевозок». Наша Комиссия, традиционно носящая прикладной характер, должна и сегодня предложить разумные механизмы гармонизациии взаимодействия всех участников дорожно-транспортной системы России: регуляторов, грузоотправителей важнейшей химической продукции и ключевых перевозчиков продукции химпрома», – отметил Виктор Иванов. Полное одобрение обозначенной позиции высказал вице-президент РСПП Александр Мурычев. Для иллюстрации непростой и подчас крайне противоречивой ситуации он привел ряд актуальных примеров простоя до трех месяцев важных химических грузов. Чуть позже благодаря СМИ стало известно также о вопиющих фактах нарушения прав грузоотправителей со стороны международных перевозчиков. Так, например, OOCL Logistics, управляющая флотом из 70 контейнеровозов, на днях перестала отгружать во Владивосток со своих складов в Шанхае и Шэньчжэне уже оплаченные товары. В качестве причины отказа в компании назвали санкции. 

С ключевым докладом по теме от РСХ выступил вице-президент организации Евгений Синяков. «Несмотря на сложности, химические предприятия продолжают выпускать свою продукцию и ищут новые пути для ее реализации», – отметил он. По его словам, главный вектор работы РСХ в сфере химической логистики был и остается прежним – поиск совместных решений для более эффективного товародвижения химической продукции. В числе приоритетов – решение задач, возникающих в процессе транспортно-логистической деятельности компаний химпрома. В частности, речь идет об адаптации к особенностям внешней торговли, имеющимся мерам поддержки бизнеса, развитию внутриотраслевой кооперации по целому спектру вопросов, технологическим и цифровым решениям хранения, транспортировки особо опасных и опасных химических грузов и др. Отмечая успехи РСХ по обозначенному направлению, Евгений Синяков акцентировал внимание присутствующих на работе Комиссии в рамках обобщения успешного опыта грузоотправителей химической продукции, а также взаимодействия с перевозчиками химических грузов в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. «Сегодня благодаря тесной связке с ассоциациями и компаниями отрасли у РСХ сложилось понимание, какие шаги можно и нужно предпринять, чтобы помочь нашим предприятиям найти выход из сложившейся ситуации без потерь и дополнительных рисков». Евгений Синяков поблагодарил за слаженную работу и конструктивную обратную связь Союз переработчиков пластмасс (СПП), Ассоциации «Росхимреактив» и «Центрлак», а также компании химической отрасли – АО «Пигмент», ООО «Хома», ООО «РусВинил», ООО «Листерра», ЗАО «НПК ЯрЛИ», ООО «ЩекиноАзот», АО «ОХК «Уралхим», ООО «Химпартнеры», «Сибур-Холдинг», АО «Апатит», ПАО «КуйбышевАзот», АО «Метафракс» и др. В частности, вице-президент РСХ обнародовал результаты опроса компаний химкомплекса по самым острым транспортно-логистическим задачам. В числе первоочередных мер стабилизации ситуации на рынке химической логистики – необходимость улучшения качества сервисов доставки химической продукции через инфраструктуру Дальневосточного федерального округа, а также наращивание объемов поставок химической продукции по данному направлению. Кроме того, производители химической продукции считают крайне важным поддержание в работоспособном состоянии имеющихся в России промежуточных хабов перевалки химической продукции. Наконец, невозможно представить полноценного развития без функционирования системы параллельного импорта в отношении ввоза в страну химической продукции и оборудования из Европы с использованием схем перегрузки/перецепки на границе. В топ-6 волнующих химическую отрасль проблем вошло также отсутствие в стране отечественного танк-контейнерного парка для перевозки химической продукции. 



Общие реперные точки в понимании компаниями РСХ ситуации в химической логистике связаны с тем, что пиковая загрузка железной дороги на дальневосточном направлении – явление временное и закономерное и продиктовано стремительной переориентацией рынка сырья и сбыта на Восток. Многие игроки химиндустрии уверены: пропускную способность железнодорожного сообщения с существующей инфраструктурой нельзя увеличить мгновенно, ее нужно постепенно развивать, одновременно отстаивая право химиков на приоритетную поставку продукции, в том числе с учетом задействования альтернативных способов доставки в направлениях Китай – Россия и Россия – Китай. В вопросах повышения общей пропускной способности на дальневосточном направлении РЖД не должно занимать позиции «цербера», устрашающего отрасль новыми требованиями и ограничениями. Все они неминуемо приведут к усугублению ситуации: росту недовольства бизнеса, увеличению времени в пути, а также снижению КПД всей транспортной цепочки и существенному увеличению стоимости перевозки и перевалки груза, которая и без того активно растет – и на железной дороге, и в морских портах. Контейнерооборот российских морских портов за 2022 год сократился на 23%. Россия планирует обсудить с Казахстаном и Туркменистаном строительство трассы в обход Каспийского моря, но пока это только планы. 



«Существенно осложняет ситуацию, например, в части поддержания работоспособности предприятий нефтехимии приостановка правил действия недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре», – рассказал Иван Капцов, руководитель по закупкам логистических услуг ООО «СИБУР». 

В октябре правительство продлило приостановку действия ПНД с 31 декабря 2022 года до 1 июля 2023 года, а в марте приостановило действие ПНД, определяющих порядок проезда грузов в восточном направлении. 

Логика ситуации и пути ее возможного разрешения в полной мере нашли свое отражение в проекте Решения Комиссии. В числе предложений РСХ – проведение силами Минтранса России совещания с участием РЖД, крупнейших грузоотправителей химкомплекса по комплексу вопросов, связанных с порядком оформления перевозки химических грузов, включая опасные грузы и особо опасные грузы. Кроме того, в Союзе считают, что координация интересов химических предприятий была бы полезна и по вопросам сдерживания ставок, упорядочивания требований и развитию инфраструктуры морских портовых терминалов по обработке опасных грузов.

Не секрет, что при возросшем объеме контрактов с китайскими контрагентами, имеют место быть разные подходы к правилам перевозки опасных грузов вообще и химических в частности. Для примера достаточно рассмотреть, трансграничную перевозку опасных химических грузов автомобильным транспортом. Согласно действующему соглашению между Министерствами транспорта России и КНР, к перевозке допускается всего 22 наименования грузов, что уже крайне мало в текущих реалиях. Данный перечень необходимо расширять, о чем с подачи РСХ на совместной встрече договорились профильные министерства государств-партнеров. В настоящее время работа по включению компаний химического профиля, потенциально рассматривающих автомобильное плечо в перевозках опасных химических грузов между Россией и Китаем, продолжается. Соответственно пополняется и обозначенный перечень.



Отдавая дальневосточному направлению безусловный приоритет, РСХ просит Минтранс ускорить ввод в полномасштабную эксплуатацию альтернативных транспортных направлений, к примеру, проходящих через порты Санкт-Петербург и Новороссийск, а также способствовать использованию международных транзитных хабов Север-Юг.

Учитывая, что альтернативные маршруты через названные порты уже имеют высокую стоимость, в Союзе считают целесообразным просить Российский Экспортный центр разработать целевую программу компенсации транспортных расходов экспортеров и импортеров, использующих для перевозки химической продукции в указанные порты.

«Говоря о строительстве первого в России терминала по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани, целесообразность строительства которого не подвергаем сомнению, мы просим рассмотреть создание подобных терминалов в европейской части России и по другим продуктам. Наличие у Минпромторга России привлекательных мер поддержки и в целом общей координации строительства специализированных химических терминалов могло бы стимулировать интерес предприятий к совместному развитию инфраструктуры, например, в формате государственно-частного партнерства. В данном случае мы рассчитываем на квалифицированное мнение и Российской ассоциации производителей удобрений», – заключил вице-президент РСХ Евгений Синяков. 

Свои комментарии по существу вопроса и выступления по теме на заседании также представили исполнительный директор Ассоциации «Русхлор», вице-президент РСХ Борис Ягуд, директор по логистике компании «ЕВРОПАК» Анна Усачева, руководитель по закупкам логистических услуг ООО «СИБУР» Иван Капцов, директор по логистике «ПроПартнерс Груп» Мария Суслонова, президент Национального Исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, директор Центра по внешней торговле при Минпромторге России Константин Ким, директор по комплексным транспортным проектам Центра Экономики Инфраструктуры, член Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре Кирилл Тюленев .