Изменение геоэкономической ситуации после февральских событий 2022 года повлекло за собой изменение географии танк-контейнерных перевозок и поставило российских танк-контейнерных операторов перед необходимостью поиска новых партнеров. ООО «Балтика-Транс» успешно справилось с этой задачей, следуя неизменному приоритету – развитию отечественной танк-контейнерной отрасли.
О тенденциях рынка танк-контейнерных перевозок в России и в мире, переориентации грузопотоков и сотрудничестве с новыми партнерами, целесообразности предоставления парка танк-контейнеров для технических рейсов и требованиях Российского морского регистра судоходства (РС) к освидетельствованию танк-контейнеров TCW рассказала Надежда ТУЛУПОВА, руководитель отдела продаж ООО «Балтика-Транс».
TCW: Надежда Евгеньевна, на какой период пришлось зарождение танк-контейнерного оператора «Балтика-Транс» и какое место ваша компания занимает на рынке сегодня?
Надежда Тулупова: Зарождение оператора пришлось на времена, когда международные перевозки наливных грузов в танк-контейнерах осуществлялись иностранными, преимущественно западноевропейскими, игроками. В их руках было сосредоточено как оборудование, так и все обязательные компетенции.
С тех пор нам удалось не только внедрить отечественного оператора в импортно-экспортное сообщение России, но и стать признанным участником глобального рынка танк-контейнеров. При этом возможность распоряжаться собственным флотом позволяет нам позиционировать себя в качестве независимого оператора, а синергия от привлечения ресурсов дружественных иностранных партнеров помогает расширять глобальное присутствие.
С изменениями геоэкономической среды в определенной мере меняется география и названия партнеров, но наш флаг и стремление развивать российскую танк-контейнерную отрасль остаются неизменными.
TCW: Сегодня на мировом и российском рынке танк-контейнерных перевозок расширяют свое присутствие операторы из Китая, Индии, арабских стран. На каких принципах ваша компания строит с ними сотрудничество?
Н.Т.: Действительно, в течение последних трех лет мы наблюдаем, как на общемировом рынке танк-контейнерных перевозок инициатива постепенно переходит от консервативных западных игроков к более активным и смелым новичкам из Азии, которые наращивают свои возможности в сегменте наиболее распространенных типов танк-контейнеров, проявляя при этом максимально гибкий и открытый подход к ведению бизнеса.
На основании пройденного нами пути развития длиной более 10 лет мы воспринимаем это как устойчивую тенденцию, меняющей расстановку сил в глобальном масштабе, тем более с учетом происходящих на наших глазах геоэкономических изменений.
В своем сотрудничестве с иностранными представителями операторов «новой волны» мы стремимся к выстраиванию взаимовыгодных отношений, основанных на долгосрочных перспективах, уважении взаимных интересов и схожем понимании аспектов качества, безопасности и профессионализма, в меньшей степени стремясь извлечь сиюминутную выгоду от бессистемно «набивающих себе шишки» временщиков. Мы верим, что данный подход лишь укрепит наши позиции в рамках стратегических целей.
TCW: С 2022 года взаимодействие ООО «Балтика-Транс» с исторически наиболее близкими западноевропейскими партнерами сократилось пропорционально общему падению объемов экспортно-импортных танк-контейнерных перевозок на данном направлении. Можно ли сказать, что «переключение» на операторов в Азии компенсировало это падение?
Н.Т.: Да, с помощью имеющейся сети заграничных партнеров мы достаточно успешно справилась с обеспечением переориентации грузопотоков в те направления, которые получили наибольшее развитие в условиях новой реальности. Кроме того, мы продолжаем расширять географию доставок наряду с сетью партнеров и собственных представительств, а также работаем над новыми задачами, поставленными нам в связи c меняющимся спросом российских грузополучателей и отправителей.
Сдержанный подход к планированию и управлению флотом доселе позволял нам избегать массовых эвакуаций или бесплатной раздачи оборудования, обусловленных дисбалансом экспортно-импортных объемов.
TCW: Предоставляет ли «Балтика-Транс» танк-контейнеры на технические рейсы? Каким компаниям отдается приоритет?
Н.Т.: Еще пять лет назад мы практиковали предоставление своего оборудования в технические рейсы грузовладельцам или их кэптивным операторам при наличии уверенности в их способностях безопасно его эксплуатировать, но не планировали передачу своих танк-контейнеров экспедиторам широкого профиля.
Но на сегодняшний день мы находимся в условиях системной трансформации рынка, когда наряду с массовостью применения танк-контейнеров растет их общедоступность, чему способствует появление менее консервативных игроков как среди операторов, так и среди лизинговых компаний.
Поэтому сегодня мы не исключаем возможности предоставления своего оборудования в технические рейсы тем транспортно-экспедиторским компаниям, которые соответствуют нашим требованиям по сертификации и наличию страховки.
Более того, мы наблюдаем стремление грузовладельцев к приобретению парка танк-контейнеров для закрытия собственных нужд производства. Это дает ряд преимуществ в планировании затрат и ритмичности поставок, однако требует более глубокого погружения в данный бизнес. Мы видим эту тенденцию уже на протяжении нескольких лет, и в ответ на запрос рынка запустили отдельное направление, по сдаче в краткосрочную и долгосрочную аренду танк-контейнеров.
TCW: Сейчас в танк-контейнерном сообществе активно обсуждается вопрос о требованиях РС к освидетельствованию танк-контейнеров и лобби РС. Что Вы думаете по этому поводу?
Н.Т.: Безусловно, в сложившихся обстоятельствах РС подвергся ограничениям со стороны Запада, но тем не менее, для российской танк-контейнерной отрасли он полноправно остается как ведущим классификационным обществом, так и заслуженно считается отраслевым центром компетенций по технической и нормативно-правовой базам.
Для участников рынка международных перевозок в танк-контейнерах наложенные на РС ограничения, как и впоследствии появившиеся разъяснения в части легитимности освидетельствований танк-контейнеров в Российской Федерации, создают определенные риски. Однако, на наш взгляд, ситуацию нельзя назвать безвыходной: страна должна оставаться открытой для грузоперевозок в танк-контейнерах, произведенных или освидетельствованных уполномоченными иностранными обществами за пределами России.