«Енот»: мойка по европейским стандартам

17 / 11 / 2020

Расположенная в Санкт-Петербурге пропарочно-промывочная станция (ППС) «Енот» осуществляет промывку и пропарку танк-контейнеров от более 200 видов грузов и придерживается европейских стандартов, более строгих по сравнению с требованиями ГОСТ 1510-84, что подтверждается выдачей соответствующего сертификата качества. 

О том, всегда ли качество услуг служит главным критерием выбора мойки для заказчика, о создании станции, возникших при этом сложностях и их преодолении, а также об используемых и планируемых к внедрению технологиях промывки и пропарки танк-контейнеров корреспонденту TCW рассказала Юлия ИППОЛИТОВА, директор ППС «Енот».

 

 

TCW: Юлия Юрьевна, как пришла идея создать ППС «Енот»?



Юлия Ипполитова: Обслуживанием грузового автотранспорта мы занимаемся с 2012 года, примерно в это же время мы увидели внезапный рост спроса на услуги по промывке и пропарке цистерн и танк-контейнеров и стали анализировать причины этого явления. Провели мониторинг рынка и выяснили, что это связано с внедрением в России энергосберегающих технологий, что привело к закрытию «ночных пропарок» на котельных. В 2014 году мы запустили нашу ППС.

 

TCW: Как вы поняли, что именно нужно для организации ППС, как выбирали необходимые технологии и оборудование?



Ю.И.: Поскольку наш генеральный директор Сергей Иванович Пензовский имеет инженерное образование, то разобраться с этим было несложно. Конечно, происходило это не без усилий и стараний всего нашего технического персонала.

 

Следует сказать, что все внедряемые новые технологии и разработки, часть которых относится к числу уникальных, — заслуга Сергея Ивановича. Одна из таких разработок — система вытяжки с посекционным удалением излишков паров газа и запахов при производстве работ. Поскольку даже в порожних танк-контейнерах остается концентрация вредных веществ, очень важно при пропаривании обеспечивать качество воздуха в рабочей зоне, ведь от этого зависит безопасность и работоспособность наших сотрудников. Чтобы контролировать этот показатель, мы используем прибор контроля качества воздуха в помещении, что позволяет нам в случае загрязнения или загазованности воздуха вовремя принять необходимые меры.

 

К числу наших новых разработок также относится система ультразвуковой очистки пара на выходе при пропаривании, что особенно важно при обслуживании пищевых цистерн и танк-контейнеров. Конечно, если рассматривать весь процесс работы с пищевыми грузами, то качественное оказание услуг не сводится к одной технологии — для этого необходимо соблюдать целый ряд условий.

 

TCW: Использовался ли при организации ППС «Енот» опыт отечественных и зарубежных коллег?

Ю.И.: Безусловно, когда мы стали вникать в данный процесс, углубляться в тонкости, накопили опыт, знания и техническую базу, мы захотели посмотреть, как промывают и пропаривают танк-контейнеры наши коллеги в России и Европе.

 

В России на тот момент мы для себя выделили только одну станцию, которая соответствует европейским стандартам, — Havilla, расположенная в городе Тамбове. Но конструктивного диалога с ними, к сожалению, не получилось.

 

А вот после посещения станций в Финляндии и компании Proliv в Минске у нас произошло переосмысление стереотипов в отрасли, которое побудило нас к новому этапу в развитии — запуску проекта по строительству новой более современной ППС по всем мировым стандартам качества в поселке Шушары Санкт-Петербурга с наиболее удобной и развитой логистикой подвижного состава в этом районе. Строительство новой станции у нас заняло больше года, ее ввод в эксплуатацию состоялся в ноябре 2019 года.

 

TCW: С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе работы станции?

Ю.И.: Поначалу трудностей было много, но основная, к которой мы не были готовы, — это огромное количество разновидностей наливных грузов, каждому из которых присущи свои химические особенности. Порой, чтобы определить свойства груза и наиболее эффективный метод его отмывки, нам приходилось брать его образцы и оперативно обращаться в химическую лабораторию.

 

С первых дней деятельности мы стали вести реестр грузов с полным описанием технологической карты. Впоследствии мы разбили грузы по категориям и видам работ, что помогло нам определить ценовую политику. Опираясь на данные технологической карты, мы можем четко рассчитать время работ индивидуально для каждого груза, в среднем время оказания услуги составляет от 30 минут до 1 часа. Сегодня мощности станции позволяют нам обслуживать в среднем до 700 танк-контейнеров в месяц.

 

TCW: Сейчас ППС «Енот» отмывает и отпаривает более 200 видов грузов. Какие грузы не входят в этот список?

Ю.И.: Мы не берем в работу темные нефтепродукты. Также в категории нежелательных для нас грузов находится латекс. Это связано с тем, что при его перевозке невозможно полностью исключить вероятность засыхания, что приводит к необходимости применения механической зачистки внутренней поверхности колбы, а это, в свою очередь, пагубно влияет на состояние сосуда. Сейчас мы стараемся не брать данный груз, поскольку такой способ работы для нас неприемлем. Но, понимая востребованность перевозок данного продукта (к тому же эмпатия к заказчикам не оставляет нас в покое), сейчас мы озадачены вопросом поиска и внедрения новых эффективных технологий для его отмывки и уже близки к его решению.

 

TCW: Итак, промывка и пропарка танк-контейнеров на ППС «Енот» осуществляется по европейским стандартам, которые строже требований ГОСТ 1510-84. Для всех ли заказчиков качество промывки служит главным критерием при выборе ППС?



Ю.И.: К сожалению, нет. Основным критерием для большинства операторов танк-контейнеров и перевозчиков при выборе исполнителя является цена, а не определенный перечень критериев качества промывки и пропарки, как в Европе. Даже международные компании, работающие в России, зачастую заключают договор «вслепую», не спрашивая при этом никаких правоустанавливающих документов, свидетельств, сертификатов и т.д. К тому же подписание договора происходит без посещения и осмотра самой станции, что противоречит всем канонам международной логистики. Мы часто слышим «мойка — это не панацея», и в то же время на форумах и в СМИ обсуждается нехватка качественных ППС, ремонтных депо, а в мире остро стоит вопрос по сохранению экологической ситуации, в том числе со стороны операторов и перевозчиков. Получается какой-то когнитивный диссонанс…

 

Еще одним немаловажным критерием при выборе ППС, которым зачастую пренебрегают заказчики, является безопасность и условия нахождения водителя автотранспорта во время оказания услуги.

 

К сожалению, этим вопрос интересуется примерно один из десяти заказчиков, а ведь данные рекомендации прописаны в документах Международной организации труда (МОТ).

 

Все это отражает характер принятия решений заказчиком и его неосознанность в масштабной деятельности ППС при работе с опасными наливными грузами.

 

Хотя в нашей практике были и исключения: например, компания Shell в 2015 году на протяжении полугода проверяла нас по всем европейским стандартам – начиная от заземления и взрывобезопасного освещения до нарядов-допусков и утвержденного наименования средств индивидуальной защиты (СИЗ).

 

TCW: Насколько велик разброс цен на услуги ППС в Санкт-Петербурге?

Ю.И.: До тех пор, пока операторы и перевозчики будут прибегать к услугам неспециализированных ППС, стоимость на пропарку и промывку будет варьироваться в широких пределах. Для понимания общей картины ценообразования сначала рассмотрим деление ППС на сегменты рынка. Не секрет, что цена услуги зависит от того, кому ее продают — по этому принципу и исходя из фидбэка, ППС в Санкт-Петербурге можно разделить на четыре типа.

 

Первый — самый дорогой. К этой категории относятся деповские услуги, стоимость которых гораздо выше рыночной. Это обусловлено погрузочно-разгрузочными работами и собственно их положением.

 

Второй — это «халявный пар». Такие компании руководствуются ценообразованием в регионе – иными словами, подстраиваются под рыночную конъюнктуру.

 

К нашему сожалению (а кому-то, наоборот, к счастью), такие предприятия еще остались. Не будем обсуждать, откуда они берут этот пар и за чей счет это происходит, но мы лично посещали данные организации и убедились в том, что качество услуг там находится на низком уровне. Это обусловлено отсутствием какого-либо спецоборудования и неквалифицированным персоналом, а следовательно, ограниченными возможностями работы с различными грузами. Такие компании в открытую говорят, что не могут дать никаких гарантий на качество услуг даже при работе с такими несложными продуктами, как жидкое стекло или каустическая сода. При этом стоимость пропарки за танк-контейнер составляет у них не менее 2000 руб. в час, и это без промывки колбы и дренажной системы, в то время как мы проводим комплексную очистку за 5000 руб.

 

На третьем месте в списке — «кустарный способ». Это автомойки, которые ничего не имеют под рукой кроме аппарата высокого давления. При этом стоимость услуг на таких станциях лишь незначительно (на 500–1000 руб. за танк-контейнер) ниже стоимости услуг на профильных станциях очистки, а порой и такая же.

 

Конечно, всегда найдутся желающие сэкономить и упростить процесс очистки танк-контейнера, но, как известно, «скупой платит дважды». К таким услугам прибегают главным образом те, кто перевозит один и тот же продукт и считает, что в регулярной мойке нет необходимости. Но после посещения таких псевдо-ППС нет гарантии, что при приемке танк-контейнера не будет выписана рекламация из-за постороннего запаха или наличия остатков предыдущих грузов. А необходимость перемывки танк-контейнера нивелирует всю экономию.

 

Наконец, четвертое и главное место в этом списке занимают ППС по образцу европейских технологий. Наша станция «Енот» относится именно к этому типу. Для достижения максимально эффективного результата при пропарке и промывке необходим определенный уровень компетентности в этом вопросе. Основное преимущество нашей станции заключается в возможности регулировки температуры пара на выходе, что позволяет нам избежать повреждения предохранительной арматуры и донного сливного устройства. Поскольку наша станция придерживается европейских стандартов качества, у нас не возникает проблем даже с таким грузом, как авиационный керосин, к перевозке, наливу и пропарке которого предъявляются особенно высокие требования. Прием танк-контейнера после пропарки и промывки проходит не визуально, а с помощью лабораторного анализа.

 

TCW: Насколько сложно конкурировать со станциями, не придерживающимися высоких стандартов мойки и использующими демпинг в своей ценовой политике?

Ю.И.: С одной стороны, медленное развитие танк-контейнерной отрасли приводит к тому, что мы наблюдаем олигополию с косвенными конкурентами. На каждый спрос есть свое предложение, поэтому в «перетягивании каната» особого смысла нет. Рано или поздно любой демпинг приведет к убыткам, следовательно, произойдет самоликвидация таких моек.

 

С другой стороны, любой честный и ответственный бизнес несет необходимые расходы по обслуживанию ППС, а также ответственность перед заказчиками. А наличие такие моек негативно сказывается на реализации услуг, что в результате приводит к сокращению переменных расходов, например, в маркетинге.

 

Ко всему прочему сложности связаны и с отклонением от рекомендаций по промывке и пропарке цистерн и танк-контейнеров. Операторы танк-контейнеров, которые ранее пользовались услугами «кустарных моек», приходя на мойку, работающую по высоким стандартам, для минимизации расходов отказываются от комплексной пропарки и промывки, оставляя лишь последнее. А ведь, к примеру, для удаления бутилакрилата одной промывки недостаточно.

 

TCW: Как бы Вы определили залог успеха Вашего предприятия в отрасли?

Ю.И.: Безусловно, первое и самое главное — нужно быть фанатом своего дела, относиться к нему не потребительски, а вносить вклад в развитие всей танк-контейнерной отрасли. Благодаря стремлению к совершенству и синергии мы смогли достичь таких результатов. Важной составляющей успеха нашей компании, помимо современного оборудования и специализированной химии, является кадровый состав. Все операторы работают у нас по многу лет, имея огромный опыт и чувство ответственности. Все эти критерии относятся к числу основополагающих в эффективной деятельности при построении бизнес-процессов и гарантии качественного предоставления услуг. Также все наши сотрудники проходят обучение и сдают аттестацию с последующим получением допуска к работе.

 

TCW: Какие новые технологии планируется внедрить на ППС «Енот»?

Ю.И.: По просьбе наших клиентов в самое ближайшее время мы запустим оборудование по проведению пневмотестов всего танк-контейнера и отдельно запорной арматуры, а также будем осуществлять мелкий ремонт по устранению выявленных неисправностей.

 

Кроме того, мы планируем оказывать услугу по подогреву наливных грузов с непрерывным контролером температуры разогреваемого продукта и внедрим оборудование для производства работ по очистке танк-контейнеров с верхним сливом.

 

Также мы планируем вступление в European Federation of Tank Cleaning Organisations (EFTCO). Так как российская нормативная база зачастую расходится с европейскими правилами перевозки наливных грузов, а организация, которая устанавливала бы единые правила и требования к ППС, в России отсутствует, EFTCO — единственная ассоциация в международном формате, деятельность которой направлена на изучение, защиту и развитие интересов участников данной отрасли.