ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАБОТЫ ППС: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ и ЛЕНОБЛАСТЬ

20 / 09 / 2021

В прошлом году TCW начал серию публикаций, посвященных экологическим проблемам работы промывочно-пропарочных станций (ППС) и моечного бизнеса в регионах. Первым регионом, о котором мы написали, была Нижегородская область, наши партнеры продемонстрировали ответственную экологическую позицию, а мы возгордились тем, что озвучивая экологические проблемы через «рупор танк-контейнерной отрасли», способствуем их решению.
В этом номере мы решили узнать, как обстоят дела с экологией в Нижегородской области спустя год, а также охватить еще два региона – Пермский край и Ленинградскую область, в связи с чем попросили участников региональных рынков поделиться с нами информацией, ответив на несколько вопросов. Лидером по информационной открытости и готовности решать экологические проблемы стала Нижегородская область, а вот представители двух других регионов нас разочаровали – комментариев мы почти не получили. Причины отказа отвечать на наши вопросы были разными – от банальной нехватки времени до намеков, что ничего хорошего в этой сфере нет, а о плохом говорить не хочется. Тем не менее, немного информации об особенностях работы моек мы все же собрали и представляем ее вашему вниманию.

 

В Ленинградской области сфера промывки и пропарки танк-контейнеров начала развиваться благодаря западным компаниям-операторам, которые предъявляли соответствующие требования к ППС и способствовали развитию данного бизнеса «в цивилизованном русле».

На сегодняшний день в регионе в регионе действует несколько компаний: ООО «Модуль», ООО «Танк-контейнер Сервис» («ТКС»), ООО «Ленхимсинтез», ООО «РусЛинкКарго», ППС «Енот».

Участники рынка

ООО «Модуль» осуществляет весь комплекс работ по подготовке танк-контейнеров к освидетельствованию и проводит испытания в соответствии с требованиями Международного морского кодекса по опасным грузам. 

Компания работает в рамках экологического законодательства. Строгим соблюдением требований экологической безопасности при работе с химическими остатками груза, при накапливании и утилизации отходов, в 2019 году был решен вопрос о проектировании, строительстве и введении в эксплуатацию в 2020 году блочно-модульной установки для очистки сточных вод «ЛВХ ДО-3,5 БМ», предназначенной для обработки сточных вод, образующихся в процессе смыва остаточных продуктов с внутренних поверхностей цистерн.

ООО «Модуль» работает с нефтепродуктами и особо токсичными грузами разных классов опасности в соответствии с требованиями Роспотребнадзора и Росприроднадзора. Компания использует инновационные методы очистки и разрабатывает новые. К примеру, были проведены натурные испытания самого бережного метода очистки стали с помощью аппарата для лазерной очистки поверхности F-Clean, который удаляет нефтепродукты, ржавчину, окалину, органические загрязнения, гальванические покрытия, адгезивные покрытия, краску, резину и др. Также в сегмент обслуживания танк-контейнеров в скором времени планируется включить технологию защиты металла от коррозии методом пассивации.

 

ООО «Ленхимсинтез» предлагает полный комплекс услуг – от визуального осмотра танк-контейнера и выявления неисправностей, ремонта разной сложности на месте с предоставлением отчета и проведения пневмо- и гидротестов на герметичность до пропарки и мойки танк-контейнеров. Философию своей работы компания определяет как «экологичность и безопасность».  ООО «Ленхимсинтез» – одна из немногих компаний, которая готова застраховать работы по очистке, мойке и ремонту танк-контейнеров.

 

ППС «Енот» была запущена в 2014 году в ответ на возросший спрос на услуги по промывке и пропарке цистерн и танк-контейнеров. Компания использует уникальные технологии промывки и пропарки, одна из них – система вытяжки с посекционным удалением излишков паров газа и запахов при производстве работ. К числу разработок компании относится и система ультразвуковой очистки пара на выходе при пропаривании, что актуально при обслуживании пищевых цистерн и танк-контейнеров. 

Промывка и пропарка танк-контейнеров на ППС «Енот» осуществляется по европейским стандартам, которые строже требований ГОСТ 1510-84. 

Ответственность оператора

Увы, низкое качество промывки танк-контейнеров и нарушение мойками экологических норм – во многих случаях «дело рук» операторов, для которых не качество, а цена зачастую выступает главным критерием выбора ППС.

«Мы наблюдали ситуации, когда все говорят о соблюдении ППС каких-то экологических норм и т.д., в то время, как операторы тихо стоят в сторонке», – говорит Юлия Ипполитова, директор ППС «Енот».

По ее словам, определенный перечень критериев качества промывки и пропарки не является основным критерием для большинства операторов танк-контейнеров, как в Европе. Даже международные компании, работающие в России, зачастую заключают договор «вслепую», не спрашивая никаких правоустанавливающих документов, свидетельств, сертификатов и т.д., а подписание договора происходит без посещения и осмотра самой станции, что противоречит всем канонам международной логистики. 

В практике ППС «Енот» были и исключения, но связаны они были с западными компаниями. «Компания Shell в 2015 году на протяжении полугода проверяла нас по всем европейским стандартам – начиная от заземления и взрывобезопасного освещения до нарядов-допусков и утвержденного наименования средств индивидуальной защиты (СИЗ)», – отмечает Ю.Ипполитова. 

Одним из способов повышения ответственности операторов в экологическом вопросе она считает создание соответствующего регламента на законодательном уровне для операторов 

Проблема отходов

Участники рынка ППС Ленинградской области отмечают рост финансовой ответственности за ликвидацию накопленного вреда и рекультивацию производственных участков, который вызван в том числе изменениями на законодательном уровне – введением категорирования, рискоориентирования, экологических сборов, реализацией проекта «Чистый воздух» и др.

Но говоря об экологической безопасности, многие понимают это выражение как процесс сведения к минимуму воздействия на окружающую среду, а в лучшем случае – отсутствие такого воздействия. Условно говоря, «влез в норматив – хорошо, не влез – заплати налог». 

Но, по сути, экологическая безопасность – это реализация комплекса мер по предотвращению проникновения отходов в почву или системы канализации. Например, пол в помещениях, где производится мойка, должен иметь цельнолитую бетонную основу с химостойким покрытием, а отходы от замывки танк-контейнера собираться в замкнутые накопители.

Соответственно, важный шаг к экологической безопасности заключается в том, чтобы найти добросовестного лицензиата с площадкой обезвреживания отходов и обеспечить мониторинг его деятельности с возможностью провести аналитику движения отходов и отчетных документов. Участники рынка отмечают, что это часто тоже оказывается проблемой, поскольку на рынке встречаются «утилизаторы» с макетами установок на площадках, которые каком-то образом получили лицензию.
Каждый год многие ППС региона задумываются об организации рядом с ППС лаборатории или/и очистной станции, а это немалые финансовые вливания, а следовательно, увеличение стоимости замывки.

Еще одна часть проблем с отходами – остатки груза. Нередки ситуации, когда по документам танк-контейнеры идут порожние, а по факту приходят с остатком, порой до двух тонн. В этом случае ППС приходится оперативно решать вопрос с «несуществующими» остатками. Иногда ППС находят варианты возвращать сырье в промышленный оборот, но это серая схема. Безусловно, решить этот вопрос можно было бы с привлечением операторов оборудования посредством закрепления условий слива в договорах перевозки. Это во много раз снизило бы затраты депо, позволило быстрее обслуживать танк-контейнеры, и естественно минимизировало образование отходов. В масштабах отрасли такая мера привела бы к улучшению экологической обстановки в регионах.