Экологические риски обслуживания танк-контейнеров: другое мнение

23 / 07 / 2020

На сайте информагентства РЖД-ПАРТНЕР.РУ 18 июня было опубликовано интервью президента EETCA, президента Havila OU Н. Григорьева и члена правления Havila OU И. Лепетухина «Скрытая угроза: экологические риски обслуживания танк-контейнеров». 

TCW предлагает вашему вниманию отзыв-рецензию на этот материал, подготовленный Дмитрием Артамоновым, исполнительным директором ООО «РуcЛинкКарго».

К сожалению, в последние годы мы привыкли, что статьи, опубликованные представителями нашего танк-контейнерного сообщества, в первую очередь решают задачи пиара и далеко не всегда отражают истинную картину происходящего. Это связано, с одной стороны, с оторванностью некоторых участников от общего рынка, с другой — с желанием создать видимость проблемы с «благой целью» решить ее в дальнейшем. Чтобы не быть голословным, предлагаю пройтись по основным вопросам и ответам интервью.

— Какие экологические угрозы вы можете выделить в вопросе организации обслуживания танк-контейнеров в России?

Коллеги начинают свой рассказ с отсыла к 1950-м годам, когда в CCCP использовалась технология очистки и обработки котлов железнодорожных цистерн и резервуаров с помощью открытого пара, что не вполне этично, учитывая, что Россия уже давно ушла от сплошной пропарки контейнеров. Более того, профильные производства уже обзавелись мойками, предназначенными для обработки данного вида оборудования.

Создать обширную сеть профильных депо на территории России не позволяют особенности, связанные с географическими расположениями заводов и климатом, но основная причина отсутствия сети депо в России связана с новизной рынка. Данный вид оборудования эксплуатируется в России менее 10 лет, а пять лет назад общий парк танк-контейнеров составлял всего 6000 единиц.

О развитии сети моечных станций, которые отвечали бы требованиям европейского потребителя, речи не идет, но важно отметить, что количество желающих построить такую сеть в России постоянно растет, и Havila — прямое тому подтверждение. Более того, важно отметить растущую сеть инженерных компаний, которые предлагают техническое решение, обеспечивающее бесперебойную работу таких комплексов.

На сегодняшний день три крупнейших производителя оборудования — Karcher, Cometa, OMZ — готовы поставить свое оборудование по доступным ценам, предлагая при этом сервисное сопровождение. Нельзя не отметить отсутствие законодательной базы, отвечающей требованию рынка, что позволяет работать недобросовестным его участникам.

— А какие технологии позволяют существенно сократить наносимый окружающей среде вред при мойке танк-контейнеров?

Коллеги утверждают, что такие технологии есть в мире (это автоматическое оборудование, использующее моющие форсунки и горячую воду с применением мыла, компактные системы биологической очистки воды), но в России ничего подобного не наблюдается. Думаю, что это заявление — простое незнание вопроса, а не желание очернить научный потенциал СССР. На сегодняшний день есть несколько достойных институтов, которые предлагают биологические варианты борьбы с отходами, вплоть до биоочистки стоков от фенола. И многие компании уже отрабатывают на своих мощностях данные системы. Как и все российское, данные решения в разы дешевле заграничных аналогов. Также многие компании используют подрядчиков для вывоза стоков для дальнейшей утилизации или переработки. И в частности, компания Havila также использует для утилизации отходов технические стоки площадок, на которых находятся ее объекты, что, конечно, удобно для реализации проекта и позволяет работать в рамках экологического законодательства.

— Какие правовые лакуны в российском законодательстве необходимо устранить с точки зрения экологической безопасности работы с танками?

Коллеги говорят о необходимости разработки отдельного экологического законодательства по работе со стоками жидких продуктов, о введении обязательного лицензирования работы с такими продуктами. Здесь я с ними соглашусь — считаю, что необходим комплекс законодательных законов, которые бы позволили регламентировать не только работу деповских компаний, но и компаний операторов.

— Какие предложения можно выдвинуть для ускорения процесса расширения использования танков в России?

Никак не могу согласиться с высказанным мнением о том, что ожидать развития собственного производства танк-контейнеров в России не приходится. Достаточно хотя бы вспомнить, что за последние три года в России были сертифицированы 22 модели танк-контейнеров различного типа, вплоть до криотанков.

Основная проблема развития этого производства в России заключается на сегодняшний день в отсутствии дешевой качественной «нержавейки» и несовершенстве ГОСТов как наследия СССР. Но порядка 12 производственных объединений готовы строить танк-контейнеры в соответствии с международными стандартами, а, по моему мнению, и лучше этих стандартов. А предлагаемое коллегами снижение импортной пошлины на танк-контейнеры поддержит лишь китайский промышленный комплекс.

Сегодня мы видим стабильный рост танк-контейнерных перевозок, несмотря на трудности и отсутствие законодательной базы, и в этом есть заслуга всех участников рынка. В заключение хочу поблагодарить коллег за внимание к рынку и их участие. Считаю, что оснащенность депо компании Havila — это пример технического решения, к которому должны стремиться все участники рынка.