Войдя в 2023 год с хорошим кейсом долгосрочных контрактов, ООО «КонтейнерРемСервис» столкнулось с недобросовестной конкуренцией со стороны ООО «ТКС» и конфликтом с арендодателем – АО «СамараХимОптТорг». В результате компании пришлось быстро поменять локацию производственной площадки, что в результате оказалось удачным бизнес-решением. О природе возникшего конфликта, его «подводных камнях», конкуренции и развитии компании в интервью TCW рассказал Александр ГЛАЗУНОВ, директор ООО «КонтейнерРемСервис».
TCW: Александр Николаевич, расскажите, как начался 2023 год для ООО «КонтейнерРемСервис»?
Александр Глазунов: В новый годовой период мы вошли с хорошим кейсом долгосрочных контрактов – как по поставкам специализированных танк-контейнеров, так и в сфере подготовки под налив железнодорожного подвижного состава.
Но не обошлось без неприятных моментов, В частности, коллеги из ООО «ТКС» взяли активный курс на конкуренцию с ООО «КонтейнерРемСервис» в нашей традиционной зоне присутствия – городе Новокуйбышевске. Сначала они зашли на аренду железнодорожного тупика на производственной площадке АО «СамараХимОптТорг», который арендовали мы, на дистанции прямо перед нами. Решение для конкурентной борьбы может быть и правильное, но странное – потому что на тот момент уже больше года разгорался корпоративный конфликт между ООО «КонтейнерРемСервис» и АО «СамараХимОптТорг». Шлейфом конфликта за организациями тянется большое количество арбитражных процессов – как прямых, так и опосредованных банкротных, из которых видно, что как минимум треть акций АО «СамараХимОптТорг» находится в сфере влияния моих партнеров. В настоящее время идет борьба за контрольный пакет акций и собрание акционеров, что создает серьезные риски для дальнейшего ведения деятельности «союзников».
Расчет маневра, конечно, понятен – АО «СамараХимОптТорг» разрывом аренды выдавливает с площадки ООО «КонтейнерРемСервис», а ООО «ТКС», находясь на нашем пути, должно было подхватить наши контракты со всеми якорными контрагентами, что представлялось выгодным ООО «ТКС» и моему оппоненту, руководящему АО «СамараХимОптТорг», который при удачном исходе задуманного должен был очистить площадку от оппонента, и еще создать условия для сохранения своего вагонооборота в адрес нового арендатора. Но, видимо, что-то пошло не так!
TCW: Что же стало причиной конфликта арендодателя АО «СамараХимОптТорг» и арендатора ООО «КонтейнерРемСервис», которые несколько лет взаимовыгодно сотрудничали?
А.Г.: Банальная жадность и непорядочность, как часто и бывает. Больше трех лет ООО «КонтейнерРемСервис» являлся якорным арендатором для АО «СамараХимОптТорг», создавая основную выручку, всегда с избытком выполняя все финансовые обязательства. Зарплата сотрудников арендодателя была в среднем в два раза меньше, чем у моих сотрудников. Довольно часто, увольняясь из АО «СамараХимОптТорг», они в первую очередь шли ко мне с запросом на трудоустройство, ну и конечно рассказывали о том, что на прежнем месте работы руководитель давал им поручения перенимать клиентские контакты и вникать в техпроцессы «КонтейнерРемСервис», чтобы в дальнейшем самим напрямую оказывать услуги по подготовке состава. Такая информация поступала мне неоднократно, но я не воспринимал ее всерьез. Однако, когда руководитель АО «СамараХимОптТорг» начал отказывать в ряде услуг, связанных с обеспечением рабочего процесса, а на оказываемые услуги начал поднимать стоимость, товарищеское общение поменял на подчеркнуто-официальное, стало понятно – план недружественного поглощения начал реализовываться.
Мне пришлось быстро поменять локацию производственной площадки, что было довольно непросто, но оказалось очень удачным решением.
После этого я начал выяснять позиции акционеров АО «СамараХимОптТорг» к происходящему, и стало очевидно, что все происходящее – это личная инициатива руководителя, который по многим вопросам находится с ними в разногласиях. Некоторые акционеры и бенефициары выразили готовность совместно восстанавливать в правовых плоскостях свой утраченный контроль в АО, что вылилось в арбитражные иски о проведении внеочередного собрания с повесткой о смене генерального директора АО и оспаривания принадлежности пакетов акций. Результаты всех этих процессов мы еще ожидаем.
Было очень забавно наблюдать эту агонию, когда после того как мы покинули площадку, начали судиться в арбитраже с АО «СамараХимОптТорг» за возврат нам ангара, построенного нами для испытаний вагонов, а в этот момент ООО «ТКС», находясь в нем, предъявляли его нашим же клиентам для участия в конкурсах, обосновывая построенным нами ангаром наличие своих активов для проведения работ с железнодорожным составом). Конечно же наши давние партнеры не слепые и прекрасно владеют внутренней ситуацией, довольно критично восприняли такую попытку. Ангар, кстати, нам до сих пор не вернули, даже при наличии решения суда, здесь будем ждать еще развитие событий и конечно забирать его.
TCW: Как вы планируете далее делить местный рынок обслуживания танк-контейнеров с коллегами из ООО «ТКС»?
А.Г.: Рынок делить не планируем. Со всеми нашими партнерами мы довольно тесно сотрудничаем годами. К попыткам ООО «ТКС» войти в местный рынок относимся с пониманием и наблюдаем. Так, в конце 2022 года АО «РН-Транс» в городе Новокуйбышевске объявило конкурс на подготовку состава под перевозку традиционной линейки продуктов, изготовленных местными заводами. Конечно же на участие в конкурсе заявились и коллеги из ООО «ТКС». В ходе конкурса они не предоставляли конкурсную документацию, из-за чего выбывали с его этапов. Однако затем «чудесным образом» возвращались, сбор предложений начинался заново и нам тоже заново приходилось направлять наши данные. Из-за их участия нам не удалось увеличить стоимость обслуживания состава на годовые инфляционные показатели, а «Экзе» пришлось серьезно пересмотреть принципы ценообразования. Но в разгар конкурса разразился скандал с тем, что котельная «Роснефти» заподозрила АО «СамараХимОптТорг» в незаконной врезке в паропровод, пар из которого в итоге использовало и ООО «ТКС» в своей деятельности. На время разбирательства подача пара была приостановлена, и коллегам пришлось отказаться от планов по участию в конкурсе.
Коллегам явно стабильно не везет у нас в регионе – сначала тотальное уничтожение производственной площадки в Кинеле, теперь же втянулись в затяжной посторонний конфликт с неочевидными целями. Кстати, я уверен, что даже если противостояние ООО «КонтейнерРемСервис» и АО «СамараХимОптТорг» завершится ничем, и ООО «ТКС», выступивший на стороне моего оппонента, останется на своем месте, то его довольно скоро ждет сценарий, заготовленный для ООО «КонтейнерРемСервис».
Вероятно, история не закончена, и нас еще ждут интересные события.
TCW: Несмотря на сложности, ООО «КонтейнерРемСервис» движется вперед: например, реализует проект по строительству танк-контейнеров Т50 для ПАО «Газпром»…
А.Г.: Действительно, в 2022 году в сотрудничестве с НПК «Шельф», располагающей собственными производственными мощностями в городе Шахты Ростовской области, был создан опытный образец танк-контейнера Т50 для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ), который был полностью выполнен из комплектующих, изготовленных российскими производителями, включая донышки, предохранительную арматуру и средства измерения. Весь процесс проектирования, оформления конструкторской документации и постройки танк-контейнера занял около 2 месяцев. Образец Т50 полностью удовлетворяет требованиям Гостехнадзора и построен в строгом соответствии с правилами постройки контейнеров РМРС.
Танк-контейнер Т50 был создан для подразделения ПАО «Газпром», но сразу после анонсирования проекта к нам начали поступать обращения других потенциальных заказчиков с просьбами ориентироваться и на их потребности перевозок и прорабатывать дополнительные возможности перевозки интересующих их видов грузов с последующим включением наименований в паспорт изделия.
TCW: Также в 2022 году Ваша компания стала официальным представителем компании CIMC в России. Какое оборудование вы предлагаете российским операторам?
А.Г.: Мы являемся официальным представителем компании CIMC в России по направлению криогенных танк-контейнеров Т75 и предлагаем российским оператором абсолютно новое оборудование, которое до этого не ввозилось в нашу страну.
В рамках сотрудничества наши компании провели большую работу по адаптации документов к российскому рынку и преодолели существовавшие несовпадения. ООО «КонтейнерРемСервис» также развивает компетенции по постпродажному обслуживанию Т75.
В феврале 2023 года 10 танк-контейнеров Т75 для перевозки сжиженных газов были поставлены на производственную площадку «Газпром гелий сервис» в ТОР «Надеждинская» в Приморском крае. Это оборудование предназначено для обеспечения надежной перевозки и временного хранения широкой линейки криогенной продукции — сжиженный природный газ (СПГ), сжиженный этан, сжиженный этилен, жидкий азот, жидкий кислород и жидкий аргон.
Сегодня мы видим, что это направление востребовано в России, и планируем продолжать работать по нему в дальнейшем.