АКЦЕНТ НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ

26 / 04 / 2022

Редакция TCW попросила нескольких представителей сервисных и ремонтных депо оценить, как повлияли изменения в работе операторов, вызванные геополитической ситуацией, на их бизнес. Многие не захотели комментировать данную тему, ссылаясь на занятость и непонимание ситуации.

Представители же сервиса, ответившие на наши вопросы, признали, что проблем, связанных с ростом цен на запчасти, перебоями их поставок и изменением объемов работ, избежать вряд ли удастся. Но при этом вывели практически универсальный рецепт «правильной» стратегии в текущей ситуации – по возможности производить импортозамещение, поддерживать качество услуг на должном уровне, и главное – не поддаваться панике.


Николай Рябков, директор ООО «Обслуживание танк-контейнеров» («ОТК»):
Текущая ситуация уже оказывает заметное влияние на российский рынок ремонта и обслуживания танк-контейнеров. Наиболее существенные изменения в объемах и структуре работ ощутили на себе компании, которые занимаются обслуживанием парка операторов, совершающих импортно-экспортные перевозки. «ОТК» обслуживает парк операторов во внутрироссийском обороте, поэтому для нас изменения менее заметны. Так, практически прежними остались объемы эксплуатационных ремонтов по освидетельствованию танк-контейнеров, но уменьшилось число «тяжелых» капиталоемких видов ремонтов. Последнее, безусловно, связано с работой операторов в режиме жесткой экономии и ожиданием какой-то определенности на рынке.

Цены на запчасти и комплектующие растут каждый день, что особенно заметно в сегменте импорта. В связи с этим компания «ОТК» решила действовать на опережение: мы нашли российского производителя, выпускающего уплотнительные материалы, аналогичные импортным, и разместили у него довольно большой заказ. В течение 2022 года наша компания планирует выйти на рынок с предложением о поставках прокладочного материала под брендом «ОТК».

По нашим оценкам, 95% импортных комплектующих, используемых при ремонте танк-контейнеров в России, можно заменить комплектующими отечественного производства. Сложности возникают только с заменой сливо-наливной арматуры и предохранительных клапанов.

В настоящее время мы наблюдаем изменения в цепочках поставок грузов, составе перевозчиков и грузоотправителей. В связи с этим мы ожидаем роста объемов работ по подготовке танк-контейнеров под новые грузы и проекты. Речь идет о выполнении работ по очистке, промывке и пропарке, подготовке котла танк-контейнера, ремонте навесной арматуры, и т.д.

За последний год стоимость металла выросла в 2 раза, прокладочного материала – в 2,5 раза. Соответственно выросла и себестоимость работ ООО «ОТК». Мы повысили зарплату своим работникам в связи с инфляцией, однако стоимость сервисных услуг для наших клиентов пока остается прежней. Будет ли она повышаться – покажет время.


Дмитрий Артамонов, Генеральный директор ООО «РуcЛинкКарго» (RLC)

Как сказал один из наших очень крупных иностранных клиентов, «когда тонешь, надо оттолкнуться, а чтобы оттолкнуться – надо достичь дна». Главная проблема для операторов сейчас – это меняющаяся картина ограничений и отсутствие достоверной информации. Часть операторов приняли решение о выводе танк-контейнеров и, соответственно, стали готовить парк к этому, другие стали готовить танки к заливке продуктом. Видимо, поэтому провалов в объемах заказов у компаний, обслуживающих танк-контейнеры операторов, выполняющих экспортно-импортные перевозки, не было. Можно предположить, что позже к маю будет просадка в объемах работ, связанных с обслуживанием танк-контейнеров, задействованных в интермодальных перевозках. Что касается операторов, работающих на внутреннем рынке, то у них заметных изменений не произошло, идут регулярные и запланированные отправки.

Перебоев с запчастями мы пока не заметили, так как имели запасы на складах по основным позициям. Но в перспективе увеличение курсовой разницы неизбежно приведет к увеличению их стоимости. На сегодняшний день цены уже даются в евро по курсу на дату покупки. Но в этой ситуации мы видим возможность перехода на поставки запчастей российского производства. Так, на внутреннем рынке есть несколько поставщиков комбинированных прокладок паронит/фторопласт и фторопластовых прокладок. В части арматуры, к сожалению, пока нет предложений по импортозамещению, хотя и производители есть. Но не думаю, что эта ситуация сильно ударит по рынку, учитывая не очень большой объем закупки арматуры.

Любой кризис ведет к изменению рынка услуг. В условиях постоянно меняющихся условий важно остаться стабильными и не поддаваться паническим настроениям. Сейчас надо сосредоточиться на сильных сторонах своих компаний, минимизировать собственные затраты и удержать качество услуг.
Основная проблема сейчас, как для нас, так и для клиентов – спрогнозировать объем будущих работ. К счастью, наши клиенты оптимистично настроены на дальнейшую работу, что вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне!


Роман Самойлович, руководитель транспортного отдела компании KriСon,
По нашим прогнозам, рынок сервисных работ уменьшится вслед за уменьшением количества танк-контейнеров в Санкт-Петербурге. Это связано с тем, что многие международные операторы полностью вывезли парк танк-контейнеров с территории России. Предложение сервисных услуг будет достаточным, в отличии от спроса. Полагаю, что борьба пойдет за внутрироссийских операторов и их танк-контейнеры. В Санкт-Петербурге уже резко выросла стоимость хранения и ПРР, многим грузовладельцам пришлось сдавать контейнеры на внешние терминалы, вывозить экспорт и импорт из порта в связи с отменой судозаходов.

Насколько критичной будет проблема, связанная с перебоями поставок запчастей и ростом их стоимости – мы увидим со временем. Возможно, в связи с этим многие операторы начнут экономить на обслуживании парка. Также, вероятно, мы увидим импортозамещение по запчастям, что было бы весьма интересно.

Александр Глазунов, директор ООО «КонтейнерРемСервис»
На сегодняшний день можно сказать, что рынок замер. До этого больше года рынок приспосабливался к «ковидным» особенностям и новым условиям работы, и можно было констатировать, что всем участникам это удалось: они ввели новые удобные режимы взаимодействия с контрагентами, адаптировали штат. Заснеженная зима, особенно в средней полосе страны, испытала эти настройки, и казалось, что мы уже прошли все возможные сложности и готовы ко всему. Но 24 февраля показало, что самое интересное только начинается. Во всем мире быстрыми темпами стали внедрятся глобальные структурные экономические изменения в сложившихся производственных и логистических цепочках. Их последствия тяжело просчитать вперед. Участники рынка ещё не знают новых внутренних и внешних правил, «хеджируют риски» и воздерживаются от долгосрочных стратегий, но вполне вероятно, что роль многих на рынке изменится. Вероятно и то, что в ближайшее время могут начаться сокращения штата и непредсказуемые банкротства, что обусловлено существенной закредитованностью. В краткосрочном периоде необходимо ориентироваться на быстрые сделки и наращивать в них деловую активность, искать возможности диверсификации.

Большой проблемы в поставке запчастей в нашем сегменте пока не наблюдается – у многих поставщиков на территории России затоварены склады. Скорее всего, получит рост рынок аналогов и поставок производителей из Китая и европейских производителей по альтернативным маршрутам. Конечно, рост цен уже существенный, и вероятно текущие ценовые показатели – не предел. Полагаю, как всегда, эти издержки по цепочке будут переложены на конечного потребителя. Ситуация непростая, но рабочая. Большое значение будут иметь регуляторные меры и меры поддержки государства. Как мы видим, оно заранее готово было реагировать и новые полезные экономические законы практически ежедневно обнародуются по всем отраслям, и мы надеемся только на лучшее.

Для нашей организации никаких существенных изменений не предвидится. Мы не имеем кредиторской задолженности, которую не смогли бы закрыть в краткосрочном горизонте планирования. Имеются как краткосрочные, так и долгосрочные планы модернизации и развития, позволяющие развивать сферы предлагаемых услуг. В конце 2021 года нами немного изменена локация в пределах железнодорожной станции Новокуйбышевская, что позволило существенно сократить затраты на содержание и обслуживание производственной площадки. Мы значительно уменьшили сроки взаимодействия с РЖД в части подачи/уборки подвижного состава до рекордных. Также мы получили конкурентные преимущества в техническом оснащении. Удалось освоить новый интересный сегмент рынка – полную пескоструйную обработку и покраску танк-контейнеров и железнодорожных вагонов, сформировав новое подразделение в организации. Это позволило предложить более комплексное и качественное обслуживание заказчикам. В результате мы привлекли новых надежных и ответственных заказчиков, в том числе из группы «Газпром».

Нам довелось жить в очень интересное время больших перемен! Сложности закаляют и открывают новые возможности! Впасть в уныние никогда не поздно, но на это пока совсем нет времени!